Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2025 / О значении исследований В.С. Мухиной изобразительной деятельности ребенка / On the significance of V. S. Mukhina’s research on the visual activity of a child

Личность и мастер

Стр. «30—33»

Борис Неменский

О значении исследований В.С. Мухиной изобразительной деятельности ребенка / On the significance of V. S. Mukhina’s research on the visual activity of a child

С Валерией Сергеевной Мухиной я познакомился в начале 70-х годов. Так сложилось, все в жизни неслучайно, что я увлекся идеей построения новой программы по изобразительному искусству для общего образования. После первоначального периода критики предмета «Рисование» в общей школе нами была начата большая экспериментальная работа поиска нового содержания дисциплины «Изобразительное искусство», постепенно втянувшая в себя не только художников и школьных педагогов, но и ученых разных гуманитарных профессий.

Дело было поставлено серьезно. Решением коллегии Министерства просвещения СССР от 4 декабря 1970 г. Академии педагогических наук (НИИ художественного воспитания АПН) совместно с творческими союзами художников и композиторов было поручено провести в 1971–1980 гг. широкий эксперимент по определению нового содержания предметов эстетического цикла в 1–10-х классах общеобразовательной школы. Я тогда был секретарем Правления Союза художников СССР и возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию. За год Союзом художников СССР были выделены немалые средства на изучение международного опыта. Мы достали и перевели многие зарубежные программы и посетили разные страны. Собрав и изучив методы и результаты различных программ, построили наш первый вариант экспериментальной работы. Строили мы его по пути, близкому к японской программе, но с учетом богатого опыта отечественной кружковой работы. Однако уже в течение первого года эксперимента стало ясно, что сами цели были поставлены неправильно: я ощутил, что идем мы не туда. Ибо во внешкольной сети в первую очередь всегда были задачи освоения учащимися начал профессиональных умений и выявления одаренных детей, их подготовка к профессиональному развитию. А для общего образования задачи должны быть иными: они состоят в развитии человека как личности. Стало понятно, что, несмотря на притягательность внешкольного художественного образования, механически переносить в общую школу ни программы, ни методы нельзя.

...

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности