|
|||
Авторизация
|
Проблемы бытия личностиСтр. «100—127» О тлетворной "бацилле" непротивления / On the pernicious "bacillus" of non-resistanceАннотация. Обсуждается острая и актуальная во все времена проблема – возмездие. Вероятно, не существует какой-либо иной проблемы, которая бы провоцировала такой накал эмоций и имела бы столь сильный общественный «камертон звучания». Она поистине пронизывает все глубинные структуры нашего сознания и так или иначе затрагивает практически все «болевые точки» нашего бытия. Эту проблему не может обойти стороной ни философия, ни религия, ни искусство. Величайшие умы человечества напряженно размышляли над ней, что стимулировало появление выдающихся философских концепций и создание непреходящих литературных произведений. Эпохальной вехой в постановке и своеобразном разрешении вопроса допустимости мести и возмездия в жизни человеческой стало возникновение христианской религии, а в ней – Нагорной проповеди Иисуса Христа. Безусловно, есть не просто существенное, а принципиальное отличие между языческой и христианской трактовкой этого вопроса. Но кроме того, есть, как ни странно, и явное различие между официально-церковным (христианской) и светским (христианским) толкованием проблемы возмездия в концептуальных построениях поборников «абстрактного гуманизма». Автор берет на себя задачу проанализировать тему возмездия через призму и в контексте теории «непротивления злу насилием» Льва Николаевича Толстого, «теории ненасилия» Махатмы Ганди и теории «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера. Более того, автор пытается доказать, что исходная посылка всех упомянутых теорий, утверждающая принцип ненасилия в отношении зла, не только ложен в своих основаниях, но и губителен для человечества. Ключевые слова: месть; возмездие; принцип ненасилия; христианство; теория «непротивления злу насилием»; теория «благоговения перед жизнью»; «абстрактный гуманизм»; утопический романтизм. Abstract. The paper rises the sharp and actual in all the times problem – the problem of retribution. Perhaps, there is no any the problem that provoked such an intensity of emotions and had such strong social «tuning fork sound». It truly penetrates all the deepest structures of our consciousness and anyway touches practically all the «sore points» of our existence. Neither philosophy, nor religion, nor art can ignore this problem. The greatest minds of man- kind pondered hard on it, which stimulated the emergence of outstanding philosophical concepts and the creation of enduring literal works. The milestone in the formulation and original solution of the issue of the permissibility of revenge and retribution in human life was the creation of the Christian religion, and in it the Sermon on the Mount of Jesus Christ. Of course, there is not just an essential, but a fundamental difference between the pagan and Christian interpretations of this issue. But, in addition, there is, strangely enough, a clear dif- ference between the official church (Christian) and secular (Christian) interpretation of the problem of retribution in the conceptual constructions of the advocates of «abstract human- ism». The author undertakes the task to analyze the theme of retribution through the prism and in the context of the theory of «nonresistance to evil» of Lev Nikolaevich Tolstoy, «the theory of non-violence» of Mahatma Gandhi and the theory of «reverence for life» of Albert Schweitzer. Moreover, the author tries to prove that the initial premise of all the mentioned theories, which affirms the principle of non-violence against evil, is not only false in its founda- tions, but also destructive to humanity. Keywords: revenge; retribution; the principle of non-violence; Christianity; the theory of «nonresistance to evil»; the theory of «reverence for life»; «the abstract humanism»; the utopian romanticism.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |