Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2007 / 135 лет Московскому педагогическому государственному университету

Знаменательная дата

Стр. «8—11»

Елена Зубаркина

135 лет Московскому педагогическому государственному университету

Московский педагогический государственный университет – лидер российского педагогического образования, отмечает 135-летие. На протяжении последних лет МПГУ занимает первое место в официальном рейтинге Министерства образования и науки РФ среди педагогических и лингвистических вузов. МПГУ – единственный педагогический вуз страны, который 1 сентября 2001 года, в День знаний, посетил Президент РФ В.В. Путин. «Именно здесь, – сказал Владимир Владимирович, выступая перед коллективом университета, – задается та высокая планка, которой придерживаются все остальные педагогические вузы страны».

МПГУ сегодня – крупнейший учебно-научно-производственный комплекс, обладающий мощнейшим потенциалом для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. В настоящее время МПГУ – это учебный и научный центр всероссийского и международного уровня, в котором на 18 учебных факультетах обучается более 20 тысяч студентов. Действует 33 специализированных совета, более 20 из которых – докторские. В структуру ведущего педагогического вуза России входят научно-исследовательские институты, центр повышения квалификации и переподготовки специалистов (в составе центра четыре факультета, институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров), 13 учебно-научных центров (через них осуществляется поиск путей интеграции фундаментальной академической науки и образования); научно-исследовательская лаборатория «Психология способностей».

Возглавляет МПГУ Член-корреспондент РАН, академик РАО, профессор, доктор физико-математических наук Виктор Леонидович Матросов

.

Университет стоял у истоков многоуровневого образования в России, одним из первых открыв в 1992 году экспериментальную подготовку бакалавров и магистров образования. В настоящее время обучение педагогов осуществляется по 29 педагогическим специальностям и четырем направлениям подготовки бакалавров и магистров образования.

В МПГУ зарегистрировано 43 научные школы, основоположниками и продолжателями которых являются ведущие ученые вуза; сложился квалифицированный научно-педагогический коллектив, объединяющий преподавателей с богатым практическим, научно-исследовательским и консультационным опытом работы в своих областях. В настоящее время свои знания и опыт передают новым поколениям педагогов более 400 докторов наук, профессоров и свыше 1250 кандидатов наук, доцентов. Кадры профессорско-преподавательского состава МПГУ на 70 % укомплектованы выпускниками аспирантуры и докторантуры университета. Среди сотрудников университета – 13 членов-корреспондентов и академиков Российской академии наук и 15 – Российской академии образования; лауреаты премий Президента и Правительства РФ в области образования; заслуженные деятели науки; сотрудники, чьи заслуги перед университетом и в образовательной отрасли в целом отмечены наградами Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ; ученые, известные во всем мире. Среди Почетных профессоров университета: Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов; Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II; Отец Георгий, настоятель храма Архангела Михаила в Тропареве; доктора, профессора МПГУ: Марк Яковлевич Блох, Михаил Филиппович Буняев, Александр Егорович Дмитриев, Самуил Ефимович Каменецкий, Людмила Александровна Микешина, Нина Павловна Михальская.

МПГУ за свою многолетнюю историю подготовил более 30 тысяч научно-педагогических кадров высшей квалификации, которые трудятся в вузах не только России и ближнего зарубежья, но и многих других государств мира.

Факультеты МПГУ сотрудничают с 400 образовательными учреждениями Москвы, на базе которых профессорско-преподавательским составом проводится учебная, методическая, воспитательная, профориентационная, научно-исследовательская и экспериментальная работа. Приоритетным направлением в этом виде деятельности МПГУ является работа со школами, которые после нескольких лет плодотворного сотрудничества получают аккредитацию при МПГУ.

Признанием приоритетной роли МПГУ в объединении усилий педагогических вузов, колледжей и училищ в решении задачи обеспечения отечественной общеобразовательной и профессиональной педагогической школы высококвалифицированными специалистами стало создание в 1996 году на базе МПГУ Всероссийского Совета по педагогическому образованию. Председателем Совета является ректор МПГУ В.Л. Матросов.

За 135 лет университет прошел нелегкий, но славный путь от Московских высших женских курсов, основанных 1 ноября 1872 года членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву занимает лидирующие позиции в отечественном педагогическом образовании и входит в число десяти ведущих университетов страны.

Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал академик Петербургской академии наук, профессор Московского университета Ф.А. Бредихин. Долгое время работал на курсах астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института, названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник, один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы Д.Н. Анучин. Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии. Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов, и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, изобретателя угольного противогаза, благодаря которому в годы Первой и Второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики; академика АН СССР, кристаллографа и минералога В.И. Вернадского, читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания, знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский, занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который и сегодня используют на занятиях студенты. Многие годы преподавали оставившие глубокий след в истории науки: И.И. Минц – доктор исторических наук, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик АН СССР, патриарх советской историографии; А.Ф. Лосев – лауреат Государственной премии СССР, филолог и философ с мировым именем.

В 2007 году МПГУ взял новую высоту – вошел в число 40 ведущих вузов России, реализующих инновационные образовательные программы.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности