Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2007 / Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия (продолжение)

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «15—48»

Валерия Мухина

Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия (продолжение)

МЕХАНИЗМ ОБОСОБЛЕНИЯ:
ОТ ОТЧУЖДЕНИЯ К САМОСТОЯНИЮ ЛИЧНОСТИ

К самоопределению принадлежит момент внутренней, а не внешней негативности, что выражено в самом слове самоопределение».

Г. В. Ф. Гегель

1 – Происхождение механизма обособления

Обособление у животных

Элементарное бессознательное обособление мы можем наблюдать в любом сообществе стадных (стайных) животных. При том что эти животные объединены в стадо (стаю), внутри этого объединения они действуют обособленно: каждый стремится занять более высокое иерархическое место, каждый устремлен к пище и биологическому комфорту для себя. Такое естественное, природное обособление каждого отдельного животного в стаде (стае) создает предпосылки к выживанию каждого представителя вида.

Наблюдая в юности взаимоотношения низших и высших обезьян, я поражалась легкости перехода от идентификационных отношений (подражание друг другу в играх, во времяпрепровождении — во взаимных услугах, в эмоциональных реакциях на разнообразные звуковые сигналы и позы) к отношениям обособления. Едва кто-либо из сородичей более низкого иерархического ранга непроизвольно (или нарочито) вторгается в индивидуальное пространство особи, как та тут же угрожающе раскрывает рот, показывая зубы, кричит и демонстрирует агрессивные позы и жесты, при этом шерсть поднимается дыбом. Следующий миг порождает реальное нападение, если противная сторона поспешно не ретируется. Мирное состояние быстро восстанавливается, но готовность к молниеносному нападению продолжает присутствовать в поведении. Готовность к агрессии (как одной из форм обособления) постоянно присутствует в социальных отношениях обезьян.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности