Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2007 / Житейские воззрения кота Мурра (не во всем по Э.Т.А. Гофману)

Проблемы бытия личности

Стр. «49—69»

Дмитрий Колесов

Житейские воззрения кота Мурра (не во всем по Э.Т.А. Гофману)

Поведение домашнего кота – между пищевой потребностью и потребностью в безопасности

Предположим, у вас есть дом в сельской местности, куда вы приезжаете на лето. А соседи держат кота, которого кормят только время от времени: считается, что кот может о себе позаботиться сам. И поэтому он чаще голоден, чем сыт.

Вскоре после того, как вы приехали в очередной раз, и кот об этом узнал, он начинает регулярно приходить к вам в дом – во время завтрака, обеда и ужина: время он запоминает довольно точно. Он быстро понял, что приходить сюда полезно: всегда можно чем-либо поживиться. Соседи рассказывают, что кот некоторое время продолжает наносить визиты и после того, как вы уехали: подходит к входной двери и подолгу ждет.

Итак, голодный кот сидит рядом с вами на лавке перед обеденным столом и провожает взглядом каждый кусок, который вы подносите ко рту. Или же сосредоточенно смотрит в тарелку, где лежит что-либо для него привлекательное: мясо, колбаса, ветчина. Собака в подобной ситуации обычно облизывается, кот же скорее сосредоточен.

Время от времени вы бросаете на пол кусочек, кот спрыгивает с лавки, съедает его и возвращается обратно. Если перерыв между этими вашими действиями затягивается, а кот все еще голоден, он может проявить нетерпение: продолжая пристально смотреть на тарелку, он кладет одну лапу на стол и оглядывается на вас: ему важно – как вы будете реагировать? Если реакции нет, он кладет на стол вторую лапу и опять делает небольшую паузу. Если и теперь вашей реакции нет, он привстает и склоняется к тарелке, делая паузу в последний раз. Если и после этого окрика не последует – вам интересно, что будет дальше – он хватает кусок с тарелки, моментально спрыгивает на пол и уносит пищу в сторону.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности