Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2007 / Оккупация психики и комплексная одержимость личности в истолковании К.Г. Юнга

История идей

Стр. «138—146»

Александр Водолагин

Оккупация психики и комплексная одержимость личности в истолковании К.Г. Юнга

Изучение бессознательных процессов в традиции европейской духовной жизни

Карл Густав Юнг (1875–1961) – психиатр и психотерапевт, который независимо от З. Фрейда, еще в период своего сотрудничества с Э. Блейлером в 1900–1909 годы занялся изучением бессознательных психических процессов. В отличие от З. Фрейда он не претендовал на роль первооткрывателя. «Психологам известно со времен Лейбница, что элементы (т.е. идеи и чувства), образующие сознательный разум или так называемые сознательные его содержания, в природе своей весьма сложны и покоятся на гораздо более простых и совершенно бессознательных элементах, из комбинаций которых возникает сознание, – говорил К.Г. Юнг. – Лейбниц уже упоминал о perceptiones insensibles – тех неясных восприятиях, которым Кант дал название туманных представлений (dunkle Vorstellungen), могущих достигнуть сознания лишь косвенным путем. Позднейшие философы отводят бессознательному первенство, как фундаменту, основывающему сознание» [1]. Как показал Р. Нолл, под маской философски эрудированного психиатра и психотерапевта скрывался не прерывавший своего общения с миром предков маг и эзотерик, считавший себя реинкарнацией М. Экхарта и И.В. Гете, создавший альтернативное фрейдизму квазирелигиозное объединение арийских психоаналитиков [2]. «У меня было много хлопот с моими идеями, – признался К.Г. Юнг в конце жизни. – Во мне сидел некий демон, и в конечном счете это определило все. Он пересилил меня, и если иногда я бывал безжалостен, то лишь потому, что находился в его власти» [3]. Так К.Г. Юнг подтвердил известный тезис его кумира И.В. Гете о демоническом характере душевной и духовной жизни христианского Запада, который «так и не создав нового мира, гигантскими шагами приближается к разрушению того, что имеет» [4].

Магическая теория коллективного бессознательного

В теории коллективного бессознательного К.Г. Юнг попытался зафиксировать ту единую субстанциальную основу, которая роднит Запад и Восток. К. Ясперс упоминает о восторженной оценке юнговской теории, данной выдающимся индологом Г. Циммером, говорившим о «магической, душеводительской функции юнговского учения», которое «открыло в самых сокровенных глубинах нашего существа его вечный источник – архаическое, исконное бормотание. Оно возвратило миф … в те непостижимые глубины, откуда ведут свое происхождение все его формы» [5]. Если верить К.Г. Юнгу, то можно предположить, что он был одержим «демоном творчества», персонифицированным в образах Аполлона и Митры, подобно тому, как одержимость З. Фрейда была связана с «фаллическим комплексом» Диониса.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности