|
|||
Авторизация
|
Проблемы бытия личностиСтр. «26—34» Семья и любовь в философии В.С. CоловьеваНайти и различить себя в другом – божественная задача любви Любовь к другому согревает душу, любовь к Богу воодушевляет разум, пробуждение любви суть просветление души: не люди – в жертву идеям, а идеи – в радость людям. Найти и различить себя в другом – божественная задача любви. «Любовь есть самоотрицание существа, утверждение им другого, и между тем этим самоотрицанием осуществляется его высшее самоутверждение, – раскрывает смысл любви Вл. Соловьев. – Отсутствие самоотрицания, или любви, то есть эгоизм, не есть действительное самоутверждение существа, это есть только бесплодное, неудовлетворенное стремление или усилие к самоутверждению, вследствие чего эгоизм и есть источник всех страданий; действительное же самоутверждение достигается только в самоотрицании,так что оба эти определения суть необходимо противоположные себя самих. Итак, когда мы говорим, что абсолютное первоначало по самому определенно своему есть единство себя и своего отрицания, то мы повторяем, только в более отвлеченной форме, слова великого апостола: Бог есть любовь» [1]. Три вида любви Конкретность любви Вл.Соловьев определяет как«влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнение жизни» [2]. Из обоюдности отношений он выводит три вида любви. Во-первых, любовь, которая больше дает, нежели получает, или нисходящая любовь. Во-вторых, любовь, которая больше получает, нежели дает, или восходящая любовь. В-третьих, когда то и другое уравновешено. В первом случае – это родительская любовь, которая основана на жалости и сострадании и включает в себя заботу сильных о слабых и старших о младших. Перерастая родственные отношения, она создает отечество и реализуется в патриотизме как любви к нему. Во втором случае – это любовь детей к родителям, которая покоится на чувстве благодарности и благоговении и порождает за пределами семьи представления о духовных ценностях. Любить и защищать. Чтобы быть патриотом и защищать отечество – сначала надо любить Родину. Любовь к Родине. Отечество защищает нас – Родину защищаем Мы. В разных лицах. Третий вид любви – любовь супружеская как любовь родителей друг к другу. Родители и дети – любовь здесь – синтез слабости и силы: у детей – как поиск защиты и признак слабости, у родителей – как принцип защиты и признак силы. Семья. Не потому неравны – что не равны, а потому не равны – что неравны. «Ребенок непосредственно признает превосходство родителей над собою, свою зависимость от них, он чувствует к ним благоговение, и отсюда вытекает практическая обязанность послушания» [3]. Нравственное отношение детей к родителям, таким образом, не только не определяется равенством, но имеет даже прямо обратное значение – оно основывается на признании того,в чем эти существа неравны между собою, а именно: в данном отношении господствует чувство преклонения перед высшим и долг послушания ему. «Не в виде случайных фетишей и рукодельных идолов, а также и не в виде величественных или грозных явлений природы, а в живом образе родителей впервые воплощается для младенствующего человека идея Божества» [4].
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |