|
|||
Авторизация
|
Проблемы бытия личностиСтр. «35—43» Анализ феноменологии выбора через контекст триады «автор – книга – читатель» и попытка реконструкции концептуального видения Н.А. РубакинаАктуальность проблемы выбора Интерес представителей разных областей знания, как теоретиков, так и практиков, к проблеме выбора человека стремительно растет. Психологов, философов, социологов, маркетологов, политиков, экономистов и других специалистов интересуют разные аспекты выбора. Исследователи сосредоточивают свои усилия на понимании сути вопроса и поиска (разработки) эффективных методов исследования личности в ситуации выбора. Современное общество, которое называют информационным, постиндустриальным или обществом потребления, погружает человека практически с момента его появления на свет в бесконечность альтернатив, из которых в зависимости от конкретной жизненной ситуации и с опорой на «здесь-и-сейчас»-самоощущение ему предстоит постоянно делать выборы. Мотивы человека в ситуации выбора чаще призрачны, ускользающи. Ни сам человек, совершивший (или совершающий) выбор, ни рефлексирующий по этому поводу исследователь не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, что лежит в основе данного выбора. Потребности и цели, установки и убеждения, рациональность и интуиция, слабо осознаваемые сиюминутные желания и сформировавшиеся ценности, восприимчивость к воздействию извне и следование внутренней позиции – эти и многие другие факторы рассматриваются учеными как значимые для изучения выбора. Единой концепции, которая охватила бы все аспекты личностного выбора и оказалась универсальной для специалистов разных научных областей, до сих пор нет. Взгляды ученых сходятся, пожалуй, в одном: если человек совершил выбор, значит, этот выбор имеет личностный смысл, при этом не обсуждается зависимость от того, насколько этот выбор осознается человеком. Так как проблема выбора всегда значима для самоощущений и самооценки каждого человека и так как выборы определяют социально-психологические тенденции моды, потребления и взаимодействия людей, выбор в его сущностной основе является актуальной проблемой психологии личности. Триада «автор – книга – читатель» Категория личностного выбора рассматривается мною через контекст идеи, предложенной В.С. Мухиной: исследовать выбор в рамках триады «создатель – продукт – потребитель». Конкретно для настоящего исследования была подсказана триада «автор – книга – читатель». Означенная триада аккумулирует в себе жизненные смыслы: 1 – автора, который вынашивает идею произведения, наполняет эту идею имеющим глубокий смысл содержанием и облекает в осмысленную форму; 2 – издателя (собирательный образ), который, прочувствовав образ книги и воодушевившись замыслом автора, конструирует материальный облик книги; 3 – читателя, который стремится удовлетворить духовную (познавательную, развлекательную и др.) потребность, имеющую для него смысл в данный момент.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |