Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2008 / Психология создания художественного типа

Личность в контексте культуры

Стр. «63—82»

Наталья Чернышева, Валерий Мершавка

Психология создания художественного типа

Исследование психологических аспектов искусства в отечественной науке имеет основательную теоретическую традицию (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.К. Зайцев, Л.С. Выготский, В.П. Белянин, Д.А. Леонтьев, О.А. Кривцун). Как психологи, так и литературоведы стремились, используя психологический анализ, разгадать тайны художественного творчества и понять его связь с реальными фактами и событиями.

В России художественное изображение жизни воспринималось как реальность

Примечательно, что именно литература, а не философия или религия, выступила объединяющим началом, воплощением духовных традиций и психологии народа. Художественные произведения и их герои воспринимались читателями как живая реальность. Литературное творчество в России стало не просто отражением действительности, но одновременно и открытием тех её сторон, которые позволяют предугадывать будущее, выявлять его ростки, показывать потенциальные возможности сегодняшнего дня. В этом проявилось особое назначение искусства – творить как эстетически, так и социально, психологически. Поэтому, по словам поэта О.Э. Мандельштама, «онемение» двух, трех поколений русского народа, лишение его звучащего литературного слова могло бы привести Россию к исторической смерти [1].

Д.Н. Овсянико-Куликовский, один из основателей психологической школы в отечественном литературоведении, подчеркивал психологизм русской прозы и отмечал тождество искусства и научного познания. Он высказывал нетривиальные взгляды на связь художественного и научного творчества, когда первое «может отклоняться от второго, но в перспективе тяготеет к нему как к своему идеалу» [2].

Создание новых смыслов представляет собой социальное творчество, проявляемое в искусстве, семиотике, философской антропологии

На таком уровне анализа на первый план выступает способность автора создавать в художественном произведении новые жизненные смыслы, придавать новое качество отношениям к действительности. При этом область применения психологического анализа расширяется, распространяясь на искусство, семиотику, философскую антропологию и т.д. В психологии литературы возрастает роль опосредованного изучения жизнедеятельности человека – через художественные произведения. Образ героя становится своеобразным зеркалом автора, его отражением в других людях или их образах – «отраженной субъектностью» (В.А. Петровский).

Тем не менее персонаж никогда не совпадает с автором полностью. В частности ему не возбраняется обладать неприемлемыми, с точки зрения общества и морали, качествами характера. Однако наличие этих качеств свидетельствует о том, что они знакомы автору, присутствуют в его опыте. Способ, знакомый каждому с детства, когда мы переносим часть своей души на любимую игрушку и наделяем её чертами, свойственными нам самим [3]. Вырастая, вместо кукол мы используем бумагу, глину, ноты. Так в произведениях культуры запечатлевается, «застывает» особый психологический процесс – творческий самоанализ автора.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности