|
|||
Авторизация
|
Личность в контексте культурыСтр. «95—110» Гомеровская мораль: современное состояние вопросаСложность вопроса о гомеровской морали Одной из самых сложных проблем в рамках классической филологии остается сегодня проблема гомеровской морали. Внешне вполне простой вопрос «Что же, собственно, такое гомеровская мораль?» провоцирует настоящую лавину новых вопросов, обрушивающуюся на голову исследователя: можно ли говорить о морали у Гомера, если учесть, что в «Илиаде» и «Одиссее» (произведениях нефилософских) нет этической терминологии? насколько последователен гомеровский эпос (устный по своей природе) в изображении моральных механизмов? в контексте обсуждения гомеровских моральных механизмов – можно ли говорить о гомеровском обществе? насколько представления о морали в гомеровском эпосе отличаются от современных? если есть серьезные отличия, возможно ли адекватное понимание гомеровской морали? соответственно, возможен ли адекватный перевод гомеровской моральной лексики? Список может быть продолжен… Первые работы о гомеровской морали Уже в начале ХХ века, когда вопрос о природе гомеровской морали и о возможностях ее понимания еще не был поставлен, появлялись отдельные исследования формально-описательного характера, особое место среди которых занимает диссертация немецкого филолога М. Хофмана «Этическая терминология у Гомера»1. М. Хофман не занимался теоретической разработкой метода анализа гомеровской морали, но при этом (что характерно для филологических работ конца XIX–начала XX века) смог собрать и структурировать большое количество лексического материала: фрагментов текста, в которых встречаются слова «этического» характера2. Именно по этой причине более поздние исследователи часто ссылаются на эту работу как на источник фрагментов для последующего анализа. Несмотря на отсутствие теоретико-методологического вступления к работе М. Хофмана, нетрудно заметить, что при отборе «этических понятий» основным теоретическим ориентиром для него оставалась немецкая этическая традиция и, в первую очередь, работы И. Канта. Очевидно, М. Хофман не задавался вопросом о том, возможно ли в принципе приложение кантовских этических схем к «Илиаде» или к «Одиссее».
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |