Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2008 / Гомеровская мораль: современное состояние вопроса

Личность в контексте культуры

Стр. «95—110»

Алексей Жаворонков

Гомеровская мораль: современное состояние вопроса

Сложность вопроса о гомеровской морали

Одной из самых сложных проблем в рамках классической филологии остается сегодня проблема гомеровской морали. Внешне вполне простой вопрос «Что же, собственно, такое гомеровская мораль?» провоцирует настоящую лавину новых вопросов, обрушивающуюся на голову исследователя: можно ли говорить о морали у Гомера, если учесть, что в «Илиаде» и «Одиссее» (произведениях нефилософских) нет этической терминологии? насколько последователен гомеровский эпос (устный по своей природе) в изображении моральных механизмов? в контексте обсуждения гомеровских моральных механизмов – можно ли говорить о гомеровском обществе? насколько представления о морали в гомеровском эпосе отличаются от современных? если есть серьезные отличия, возможно ли адекватное понимание гомеровской морали? соответственно, возможен ли адекватный перевод гомеровской моральной лексики? Список может быть продолжен…
Сложность проблемы заставляет нас отказаться от быстрого (пусть даже и предварительного) ответа на вопрос о природе гомеровской морали и обратиться к истории ее понимания и изучения. Знакомство с различными точками зрения позволит лучше понять суть вопроса (тем более что за последние 40 лет не вышло ни одной русскоязычной работы, посвященной ему), а следовательно – осмыслить возможные ответы на него.

Первые работы о гомеровской морали

Уже в начале ХХ века, когда вопрос о природе гомеровской морали и о возможностях ее понимания еще не был поставлен, появлялись отдельные исследования формально-описательного характера, особое место среди которых занимает диссертация немецкого филолога М. Хофмана «Этическая терминология у Гомера»1. М. Хофман не занимался теоретической разработкой метода анализа гомеровской морали, но при этом (что характерно для филологических работ конца XIX–начала XX века) смог собрать и структурировать большое количество лексического материала: фрагментов текста, в которых встречаются слова «этического» характера2. Именно по этой причине более поздние исследователи часто ссылаются на эту работу как на источник фрагментов для последующего анализа.

Несмотря на отсутствие теоретико-методологического вступления к работе М. Хофмана, нетрудно заметить, что при отборе «этических понятий» основным теоретическим ориентиром для него оставалась немецкая этическая традиция и, в первую очередь, работы И. Канта. Очевидно, М. Хофман не задавался вопросом о том, возможно ли в принципе приложение кантовских этических схем к «Илиаде» или к «Одиссее».

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности