Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2008 / Персональное пространство и агрессивное поведение у российских подростков: этологический анализ

Социальное пространство личности

Стр. «119—135»

Марина Бутовская, Валентина Буркова

Персональное пространство и агрессивное поведение у российских подростков: этологический анализ

Проблема агрессии и её урегулирование в современном обществе

Насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, с которыми столкнулось человечество. На каждом шагу мы становимся свидетелями и участниками того или иного акта агрессии.

Проблема агрессии и ее урегулирование в обществе постоянно занимают специалистов из самых различных областей. Применение современных этологических подходов и методов позволяет количественно и качественно оценить и описать разные формы социальных взаимодействий, в том числе агрессивное и пост-конфликтное поведение [1]. На агрессивное поведение человека влияют несколько факторов, таких как индивидуальные, культурные и ситуативные [2]. Гендерные различия агрессивного поведения установлены во множестве культур и варьируют от культуры к культуре [3]. Например, с уверенностью можно говорить о различиях между восточными и западными странами, порожденных культурными, религиозными и политическими традициями [4].

Исследования агрессии у детей

Исследования агрессивного поведения у детей показывают, что социальный успех индивида определяется не только привлекательностью драки и контролем над сверстниками [5]. Агрессивные дети имеют сложности с решением социальных проблем. Социально удачные дети – это искусные социальные манипуляторы, которые легко мирятся с бывшими оппонентами и вмешиваются в конфликты между членами группы, посредством этого сохраняя социальное равновесие. Они склонны использовать как принудительные, так и объединительные стратегии [6]. Поэтому для детей очень важно приобретать навыки восстановления социальных связей и справляться с критическими ситуациями [7].

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности