Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2008 / Этническая ономастика как образно-знаковая система алтайской культуры

Этнопсихология

Стр. «136—148»

Эмма Екеева

Этническая ономастика как образно-знаковая система алтайской культуры

Имена как система образов

Идея значения для жизни человека и этноса образнознаковой системы принадлежит многим исследователям. Вспомним, прежде всего, идею Л. Леви-Брюля об образах и знаках, создаваемых в истории человечества, образующих реальность человеческого бытия. Фундаментальное значение реальности образно-знаковых систем исследуется В.С. Мухиной: «Человечество создало сложную реальность образно-знаковых систем, которая представляет фундаментальный пласт культуры, выступающей как условие развития и бытия личности, как орудие психической деятельности, содействующее «сгущению» мыслей, как первооснова нашей земной человеческой и личностной судьбы» [1]. В.С. Мухина рассматривает реальность образно-знаковых систем «как феноменов культурно-выношенных и презентированных в нашем бытии предметов», подчеркивает, что «весь мир предметный многообразный и природный мир есть система внешних образов – реальных воплощений долгого пути человечества к современной культуре» [2], а также допускает мысль о том, что «образы и знаки как реальность человеческого бытия условно могут существовать раздельно, но чаще всего они соединены нашей культурой и нашей психикой в нерасторжимом единстве образно-знаковых систем» [3]. Рассмотрим в данном «ключе» ономастические имена как систему образов с культурно определенным значением.

Образ первопредков, прародителей племени в мифах алтайцев

Мифические герои представляют образ первопредков, прародителей племени. Например, конь Очы-Бала – Очы-Jеерен участвует в создании планеты Марс (Вечерняя Звезда), которая становится восьмым днем новолуния, а ее сестра – Очыра-Манди – хозяйкой Алтая.

Образ богатыря в героических эпосах алтайцев

Мифологические герои создают образ богатыря, борющегося с чужеземцами за свободу и независимость. Так, в героическом эпосе «Алып-Манаш» народ воплотил идею борьбы света и тьмы, в ходе которой добро побеждает зло, избавив страну от порабощения. В представлении народа Алып-Манаш – носитель морально-этических и физических совершенств, которые в мировоззрении древнего человека составляли нераздельное единство. В эпосе превозносится мужество и физическая сила, мудрость и рассудительность, красноречие и красота, честность и другие добродетели героев, их стремление к благоустройству и обогащению страны, а тем самым – к возвышению своего народа, к защите страны от вторжений внешних врагов; обличается зависть, обман и другие человеческие пороки [4].

Читать текст статьи далее

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности