|
|||
Авторизация
|
К 125-летию Карла ЯсперсаСтр. «167—181» Психопатология и метафизика волиОт психопатологии к метафизике В кругу философов-профессионалов Карла Ясперса долгое время считали чужаком, хотя уже в «Общей психопатологии» (1913) и затем в «Психологии мировоззрений» (1919) он проявил себя в качестве философски мыслившего исследователя, представителя феноменологического направления в психиатрии [1]. Анализ философских оснований психопатологической концепции К. Ясперса позволяет уяснить логику его перехода из проблемно-тематической области психопатологии в область метафизики. «В любой человеческой личности кроется нечто непознаваемое» Во Введении к «Общей психопатологии» К. Ясперс утверждает: «Психопатология ограничена, ибо индивида совершенно невозможно растворить в психологических понятиях:… в любой человеческой личности кроется нечто непознаваемое» [2]. Так К. Ясперс формулирует свою исходную методологическую позицию, которая, хотя и ассоциируется с агностицизмом и скептицизмом, тем не менее является очень плодотворной. Ученый сразу же отказывается от претензии на достижение всеобъемлющего знания о природе человеческой психики, от сведения индивидуального к «типичному и регулярному» и установления «законов». Он настраивает себя и своих читателей на «понимающее созерцание», на свободное от предвзятых теоретических схем изучение единичных, уникальных по своей странности феноменов психической жизни. Выявление, фиксация и описание таких феноменов намного важнее, с его точки зрения, чем поспешное диагностирование, заключающее в себе не подлежащий аппеляции приговор психиатра. Несмотря на кажущийся прогресс в области изучения человеческой психики, человек, по своей экзистенциально-онтологической сути, остается непостижимой для науки загадкой. Таков мировоззренческий лейтмотив всего исследования К. Ясперса.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |