Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2008 / Итоги к началу новой истории

Архив

Стр. «185—210»

Николай Суворов

Итоги к началу новой истории

Потребность реформирования университетской жизни

К началу новой истории выступили с поразительною ясностью все слабые стороны университетской жизни: и преподавание, вместе с практическими упражнениями, оказалось ниже всякой критики, и в ведении университетских дел обнаружилась крайняя беспорядочность, и разные привилегии оказывались анахронизмом, и вдобавок всякая университетская дисциплина исчезла. Все это повело к сознанию необходимости реформ и к энергическому воздействию на университеты со стороны государственных властей. Потребность в этом воздействии почувствовалась тем более настоятельно, что избираемые на короткие сроки (большею частью на полгода) ректоры и деканы обыкновенно предпочитали накоплять дела и сваливать их на преемников, которые в свою очередь действовали по примеру предшественников.

Гуманисты против схоластики

Весьма многое для выяснения неприглядных сторон университетской жизни было сделано гуманистами, в особенности, что касается схоластических приёмов в ведении учебного дела, то есть как в преподавании, так и в практических упражнениях. «Долой университетскую псевдонауку с её невежественными и лицемерными служителями, процветающими на своих жирных бенефициях и валяющимися в бездне греховной»,— таков был боевой клич гуманизма. Справедливо, конечно, сказано, что о схоластической науке средних веков нельзя судить, по отзывам только о ней гуманистов, которые относились к ней с ненавистью и презрением, но и сами сильно хромали в знании древности, смешивая, например, математика Евклида с Евклидом Мегарским и даже утверждая, что Евклид писал свою геометрию по-арабски, а еще более сильно хромая в отношении строгости жизни, впадая нередко в чисто языческий эпикуреизм и даже совершенно забывая христианское мировоззрение для греческого Олимпа.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности