К 60-летию член-корреспондента РАН В.Ф. Петренко
Стр. «241—245»
Александр Асмолов
Мастер полифонии сознания
(эссе о Викторе Петренко)
В чем смысл юбилейных дат в нашей биографии? Не в том ли, чтобы еще раз задуматься над вечным вопросом «ради чего я пришел в этот мир». А может быть в том, чтобы, пользуясь формулой Алексея Николаевича Леонтьева, «остановиться, оглянуться» и простроить свои жизненные перспективы, трезво оценить притязания, взвесить личностные смыслы содеянного и «открыть необходимость себя» (М.К. Мамардашвили). А может быть магия этих дат состоит в, казалось бы, самом простом – в голосах друзей, которые без стеснения и лести скажут тебе, как ты им нужен и как они тебя, давайте не побоимся этого слова… любят.
С признания в любви к своему другу, блестящему психологу, родоначальнику психосемантики в нашей стране, человеку, который своей жизнью продолжает дело культурно-исторической психологии, начатое Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Р.А. Лурия, я и поведу свой небольшой рассказ о Викторе Петренко.
Виктор Петренко родился 21 марта 1948 года под созвездием Овна в Ленинграде. Отец – офицер подводного флота, мать – учитель биологии, директор школы. За этими скупыми биографическими данными скрывается кочевая жизнь семьи военного, и социальная судьба сына не только учительницы, а и директора школы, матери, которая всегда в ответе за всех – за учеников, за учителей, за всю школу и, в оставшееся время, за свою собственную семью.
В 1968 году Виктор Петренко осуществляет свой личный и профессиональный выбор – поступает на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Я всегда говорил, что выбор психологии – это выбор не только профессии, но и судьбы. Эти слова полностью приложимы к жизненному пути Виктора Петренко. Не устаю повторять, что психология – пристрастная наука. Поэтому она, порой, благосклонна к тем людям, которые пристрастно живут, пристрастно совершают ошибки и открытия. К характеру Виктора Петренко, дням его неутомимой студенческой жизни, пожалуй, помимо пристрастности подходит такая емкая характеристика индивидуального стиля его личности как бесшабашность. Виктора Петренко, который учился на курс младше меня, невозможно было не замечать. При общении с ним не раз возникало ощущение, что есть еще на земле герои приключенческих фильмов, готовые вскочить на коня и на паруснике совершить путешествие вокруг света.
Читать полный текст статьи