|
|||
Авторизация
|
Отчужденная педагогика как условие депривации развития личностиСтр. «129—145» Феномен отчуждения и его последствияАннотация. Обсуждается реальная социальная ситуация условий развития и бытия детей, лишенных родительского попечительства, с точки зрения автора этого текста, который в младенчестве попал в дом ребенка, а после трех лет воспитывался в условиях детского дома. Описывается эмоциональная составляющая общения воспитателей с детьми, начиная с их раннего возраста. Показано, что взрослым «не хватало сердца и добра» для детей, что особенно важно в их нежном возрасте. Воспитанники болезненно воспринимали равнодушие и отчужденность взрослых. Даже малыши очень скоро начинали понимать, что «никакой любви не будет». Дети с глубоким разочарованием чувствовали и переживали страшную беду – одиночество и тоску. Это было началом развития отчужденности в самих детях. Устами бывшего детдомовца сказано: «Всякий ребенок нуждается в любви… Без сердечной приязни со стороны взрослых каждый ребенок чувствует себя одиноким и несчастным». Постепенно, с годами, начинает складываться особый тип консолидации отвергаемых детей, которые не в силах забыть свои детские тяжкие обиды, нанесенные им взрослыми: их «мы» становится феноменом, демонстрирующим себя миру. Показано, как обиды накапливались в детском сознании. В результате дети были готовы взорваться без всякого внешнего повода. Равнодушие воспитателей и других взрослых тяжело ранило их своей холодностью и отчужденностью. Равнодушие было заразительно: многие из детдомовцев постепенно становились безразличными к чувствам друг друга и особенно к чувствам людей, находящихся за пределами круга их общения. Показано, что в подростковом возрасте у детдомовцев может возникать особый тип консолидации: их «мы» может быть ориентировано на асоциальные ценностные ориентации: обращение к так называемым черным словам (к нецензурной брани), курение, воровство, алкоголизация и многое другое. При этом асоциально ориентированные подростки готовы были побуждать «необращенных» к запретным, разрушающим личность действиям. Непростая наследственность, отчужденные условия существования насильственно предопределяли судьбу детей. Лишь те, кто сумел выстроить для себя ясную внутреннюю позицию, имели некоторый шанс войти в сферы социально здоровой части общества, а чтобы реализовать этот шанс, они должны были неустанно побеждать в себе воспитанную в них отчужденность. Ключевые слова:феномен отчуждения; отчужденность; равноду- шие; одиночество; консолидация; «мы» – особый тип консолидации отверженных детей; детские тяжкие обиды; феномен накопления обид; наследственность (генотип); социальные условия; внутренняя позиция самого человека как личности. Phenomenon of alienation and its consequencesAbstract. Real social situation of development and being of children whose parents had been divested of parental rights is considered from the viewpoint of the author who when an infant was placed in a children’s care home and then moved to an orphanage. Emotional component of communication between educationalists and children is described. It is shown that grown-ups “were short of heart and kindness” for children, especially in their tender ages. Every time children experienced adults’ indifference and alienation. And soon children began to understand that “there would be no love” at all. Children experienced the terrible misfortune – loneliness and anguish with great disappointment. It was the beginning of development of alienation in children. From the mouth of former boy from the children’s home it is said: “Any child is in need for love…Every child feels himself alone and unhappy without cordial affection from adults”. Special type of consolidation between rejected children was beginning to emerge over the years: theirs “We” became a phenomenon that demonstrated the world special type of rejected children who did not forget their children’s severe resentments against adults. These resentments are shown to accumulate in children’s consciousness. As a result, children were ready to explode without any external reason. Indifference of educationalists and other adults hurt children by alienation and nonchalance. Indifference could be catching – many of boys and girls from the children’s home gradually became indifferent to feelings of each other, especially to feelings of those who were outside their sphere. It is shown that special type of consolidation can be formed in boys and girls from a children’s home in adolescence – their “We” can be focused on asocial value orientations: use of so called black words (foul language), smoking, theft, alcoholization etc. At the same time, asocial oriented adolescents were ready to impel “unconverted” to asocial forbidden temptations. Complicated heredity, alienated conditions of being predetermined children’s destiny. Only those who could develop own clear inner position had a certain chance to join socially healthy part of society. However, these young creatures have to overcome alienation that had been cultivated in them. Keywords: phenomenon of alienation; alienation; indifference; loneness; consolidation; “We” – special type of rejected children consolidation; children’s severe resentments; phenomenon of resentments’ accumulation; heredity (genotype); social conditions; inner position of a man as a personality.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |