Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2017 / Особенности родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста / Peculiarities of parental position towards babies and infants

Проблемы психологии и педагогики

Стр. «179—194»

Елена Горлова

Особенности родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста

Аннотация. Обсуждается содержание родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Включенность переживаний ребенка в родительское взаимодействие, согласованность позиций матери и отца рассматриваются как критерии функциональности родительской подсистемы на стадии жизненного цикла семьи «триада». Раскрыто содержание конкурирующей и согласованной родительских позиций матери и отца на основе анализа протоколов лонгитюдного наблюдения за семейной коммуникацией (N. Favez, E. Fivaz- Depeursinge и др.).

Ключевые слова: родительская позиция; психологический возраст; ранний возраст; переживание ребенка; возрастное психологическое новообразование; сознание «пра-мы»; апперцепция.

Peculiarities of parental position towards babies and infants

Abstract. The content of the parental position towards babies and infants in the context of L.S. Vygotsky’s cultural-historical approach is discussed. The inclusion of child’s emotional experience in parents’ interaction, coordination between of mother’s and father’s positions are considered as criteria for functionality of the parental subsystem at the stage of “triad” family life cycle. By the example of analysis of protocols of the longitudinal observation for family communication (N. Favez, E. Fivaz-Depeursinge, etc.) the content of competing and coordinated parental positions have been revealed.

Keywords: parental position; mental age; child’s emotional experience; age-related psychological new formation; awareness of “primordial we” (or “Great We”); apperception.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности