Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3-4 / 2021 / О награждении Валерии Сергеевны Мухиной Орденом Дружбы

О награждении Валерии Сергеевны Мухиной Орденом Дружбы

Стр. «10—11»

О награждении Валерии Сергеевны Мухиной Орденом Дружбы

В августе 2021 г. академик Российской академии образования, профессор, научный руководитель кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», главный редактор журнала «Развитие личности» Валерия Сергеевна Мухина была удостоена почетной награды – Ордена Дружбы Российской Федерации за плодотворную деятельность по развитию науки, образования и культуры.

Под руководством В.С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за ее пределами, среди которых: Север и Дальний Восток – экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985–2001; Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992–2001.

Помимо исследований на территории многих регионов России, В.С. Мухина руководила исследованиями в странах СНГ: Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане; а также в странах дальнего зарубежья: Анголе, Болгарии, Греции, Испании, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Намибии, Эфиопии и других.

В.С. Мухина осуществляла научное руководство аспирантами и докторантами из разных стран. Среди защитивших кандидатские и докторские диссертации соискатели из: Анголы, Армении, Белоруссии, Бенина, Болгарии, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Колумбии, Кубы, Молдавии, Монголии, Намибии, Украины, Чада.

К числу основных направлений научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» относятся: «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации», в которых Валерия Сергеевна заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через его структурные звенья.

В.С. Мухина при содействии Советского детского фонда участвовала в организации и проведении психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Работала с подростками, пережившими ситуацию теракта в Будённовске (1995); в 2004 году руководила группой психологов под эгидой Российского детского фонда по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим в трагедии Беслана.

Под эгидой Министерства образования после Чернобыльской катастрофы (26.04.1986) Валерия Сергеевна подготовила два потока по сто человек на двухгодичных курсах практикующих психологов из регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Это были учителя из Украины и России, энтузиастично отозвавшиеся на предложение получить новую квалификацию практикующих психологов. Позже, несколько человек, учащихся этих курсов, поступили к Валерии Сергеевне в аспирантуру и защитили кандидатские диссертации.

Ученики и последователи идей Валерии Сергеевны живут во многих субъектах Российской Федерации и странах мира, используя опыт научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

Поздравляем Валерию Сергеевну Мухину с заслуженной наградой!

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности