Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3-4 / 2021 / Стенограмма выступления на общем собрании российской академии образования 30.06.2021 / Transcript of speech at the General Meeting of the Russian Academy of Education 30.06.2021

Выборы Президента Российской академии образования 30.06.2021 г.

Стр. «19—21»

Виталий Рубцов

Стенограмма выступления на общем собрании российской академии образования 30.06.2021

Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарю за возможность высказаться, долго думал о том, говорить или не говорить, но послушал и приветствие наших министров, и выступление Васильевой Ольги Юрьевны, и все-таки скажу обязательно, потому что то, что сказал Ямбург Евгений Александрович – рейтинг РАО в настоящее время упал, и это не только рейтинг социальный, это низкий профессиональный рейтинг и низкий международный рейтинг.

Конечно, каждый член РАО, который вложил жизнь свою и свои усилия в развитие этой организации, очень переживает, и то, что сегодня здесь происходит, является для РАО ключевым и поворотным моментом, поэтому мы должны очень сильно подумать сегодня, что происходит. И я хочу сказать несколько вещей, которые мне кажутся важны для дальнейшего развития Академии и определения себя в этой ситуации.

Первое. Всегда было так, что единицей развития Академии являлась стратегическая программа или программа стратегических исследований Российской академии образования, которая охватывала различные ключевые вопросы развития системы образования, обучения, развития и воспитания детей. Всегда такая программа была. К 2013–2014 годам, когда программа перестала как таковая существовать, потому что эта программа опиралась на базовые институты Академии, появилась новая программа, только эта программа стала имитацией программы, и вот за счет вот этого срока имитации начал понижаться рейтинг Академии. В результате, то, что Ольга Юрьевна сказала, ключевые исследовательские направления попали в разные другие точки, и Академия стала утрачивать статус своей собственной государственной значимости для решения ключевых вопросов развития образования.

Вот я два слова буквально скажу про наше Отделение. Отделение ключевое на самом деле в каком-то смысле, оно не главное, может быть, но ключевое, потому что там, в этом Отделении, идут исследования того, что составляет основу механизмов закономерностей обучения, воспитания и развития детей. Что же есть в нашем Отделении? У нас отсутствует комплексная программа исследований по современному детству, мы сегодня фактически не имеем такой программы, а ведь в свое время, когда Людмила Алексеевна Вербицкая пришла, была рабочая группа, в которую входили и академик Собкин, и академик Шадриков, я входил в эту группу, мы пытались тогда создать такую программу, она не получила никакого жизненного утверждения и жизненного укрепления, к сожалению.

В результате, сейчас, когда обсуждались национальные проекты, я был участником этого, вопрос ключевой, который был поставлен, например: для кого мы готовим этого учителя? Какого учителя мы готовим? Мы что знаем, как развивается современный ребенок? Мы знаем, какова личность этого ребенка? Какие стадии проходит? Вот такая программа в Академии отсутствует, и, конечно, это, прежде всего, ответственность нашего Отделения.

<…>

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности