|
|||
Авторизация
|
Подходы к формированию гражданской идентичностиСтр. «72—88» Феномен гражданской идентичности в контексте развития внутренней позиции личности инвалидов с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (Проект: Построение психологической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата) / The phenomenon of civic identity in the context of the development of inner position of people with acquired motor disabilities (Project: Construction of psychological rehabilitation of persons with locomotor disabilities)Аннотация. Обсуждаются понятия «гражданская идентичность» и «внутренняя позиция личности», которые имеют сущностное значение для проекта психологической реабилитации человека с приобретенными необратимыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Описываются трудности в социализации и в своевременной реабилитации людей с инвалидностью. Инвалиды разделены на три категории по высокому, среднему и низкому реабилитационному потенциалу, а также имеют специфические ограничения, как физиологические, так и психосоциальные. Рассматриваются цели, задачи и этапы создаваемой психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию проектирования жизненных перспектив человека в ситуации переживания переломного события (получение необратимой травмы опорно-двигательного аппарата): 1 – адаптация и работа с пост- травматическим аутизмом (В.С. Мухина); 2 – индивидуальная работа инвалидом, его психологическое сопровождение и поддержка; 3 – групповая работа и социальная адаптация людей с инвалидностью. Предлагается комплекс методических и психотехнических инструментов для индивидуальной и групповой работы в целях осуществления психологического сопровождения развития способности автопроектирования системы жизненных перспектив человека, отдельно включающий работу по установлению и укреплению гражданской идентичности. Ключевые слова: концепция «Феноменология развития и бытия личности»; внутренняя позиция личности; факторы, определяющие развитие личности (1 – генотип; 2 – социальные условия; 3 – внутренняя позиция); инвалидность; три категории реабилитационного потенциала инвалида; проект построения Abstract. The concepts of “civic identity” and “person’s inner position” which is of essential importance for the project of psychological rehabilitation of a person with acquired irreversible impairments of the musculoskeletal system are discussed. The difficulties in socialisation and in the timely rehabilitation of people with disabilities are described. Persons with disabilities are divided into three categories of high, medium and low rehabilitative potential and have specific limitations, both physiological and psychosocial. The objectives, tasks and stages of the created psycho-correctional program directed at optimization of person’s life prospects designing in situation of life-changing event experiencing (receiving of permanent trauma to the musculoskeletal system) are considered: 1 – adaptation and work with posttraumatic autism (V.S. Mukhina); 2 – individual work with the disabled person, his psychological assistance and support; 3 – group work and social adaptation of the disabled person. The complex of methodical and psycho-technical tools for individual and group work for the purpose of psychological support for development of ability to autoproject the system of person’s life prospects, including work on establishing and strengthening civic identity is offered. Keywords: “Phenomenology of personality development and being” concept; person’s inner position; determinants of personal development (1 – genotype; 2 – social conditions; 3 –inner position); disability; three categories of rehabilitative potential of the disabled; a project to build psychological rehabilitation for persons with disabilities; posttraumatic autism; stages of psychological support of the disabled: 1 – adaptation; 2 – individual work; 3 – group work; civic consciousness; civic identity.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |