Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2008 / Ценностно-смысловые ориентации автора художественного произведения

Личность в контексте культуры

Стр. «30—37»

Михаил Кольвашенко

Ценностно-смысловые ориентации автора художественного произведения

Ценностно-смысловые ориентации автора художественного произведения предстают перед читателем в качестве особого видения исторической эпохи, в  которой пребывает писатель.

Ценностно-смысловые ориентации писателей, входящих в элиту и достигающих акме [1], связаны с общечеловеческими и общекультурными ценностями на уровне идей познания мира и человека. Становясь основой общественной идеологии, эти ориентации, с  одной стороны, определяют ценностные позиции поколений, а  с другой  – индивидуализируют внутреннее пространство каждой сензитивной к художественному воздействию личности.

Ценностно-смысловые ориентации в художественном творчестве в контексте триады «автор  – книга – читатель»

Я предприниму попытку рассмотреть ценностно-смысловые ориентации писателя художественного произведения с точки зрения, предложенной В.С.  Мухиной, триады «автор  – книга – читатель» [2].

Триада «автор – книга – читатель» рассматривается со следующих позиций:

1) личность как субъект созидания книги;
2) личность как субъект выбора книги;
3) собственно книга как реалия предметного мира, имеющая идеологически-художественно-знаковое выражение, в  которой сосредоточен потенциал уникального личностного взаимодействия автора и читателя [2].

В триаде «автор – книга – читатель» рассматриваются отношения автора и читателя через посредство книги. Насколько бы творческое произведение не являлось личностно значимым и насколько бы оно не выражало внутреннюю позицию автора, оно создается для читателя. Творчество не мыслится в разрыве автора от читателя. Определенный читательский круг формируется творчеством автора.

Автор и его адресаты

Идею о существовании взаимодействия автора и читателя мы находим в высказываниях мыслителей прошлого. Так, М.М.  Бахтин писал: «…самое сложное и многосоставное произведение вторичного жанра в его целом (как целое) является одним и единым реальным высказыванием, имеющим реального автора и реально ощущаемых и представляемых этим автором адресатов» [3].

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности