Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2008 / Особенности состояния самосознания граждан восточной окраины России (на материале исследования жителей островов Курильской гряды)

Этнопсихология

Стр. «38—45»

Валерия Мухина, Елена Манчилина

Особенности состояния самосознания граждан восточной окраины России (на материале исследования жителей островов Курильской гряды)

Коренное население восточной окраины России

Южный Сахалин с его островами Курильской гряды имеет свою особенную историю освоения этих земель. Особое значение имеет история взаимодействия русских и японцев. Эта история сопряжена с моментами реальных владений территориями то одной, то другой стороной. Исторически сложилось типичное обоюдное напряжение со стороны обоих государств – России и Японии.

Часть жителей Курильской гряды уже может считаться коренным населением, так как часто речь идет о втором-третьем поколении рожденных и проживающих в этих краях (некоторые жители, проживающие более 15–20 лет, сами склонны считать себя коренными курильчанами). Однако можно говорить и о незавершенности процесса формирования коренного населения – речь идет не только о своеобразной полововозрастной структуре населения, но и о специфичности самосознания курильчан: некоторые из них имеют глубокую привязанность к исторически значимым для них материковым регионам.

Контекст истории отношений России и Японии  

Контекст исторических притязаний на территории Курильской гряды влияет на самосознание населения как Сахалинской области России, так и Японии. В этой связи чрезвычайно актуально исследовать особенности самосознания жителей восточной окраины России.

Изучение условий проживания и влияния статуса Курил как неотъемлемой части Российской Федерации на особенности самосознания и менталитета курильчан является актуальной проблемой исследования.

Сложившиеся в истории края особые условия предполагают следующие гипотезы.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности