Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2008 / Антропологическая феноменология

История идей

Стр. «69—115»

Лев Клейн

Антропологическая феноменология


Популярность работ Мирче Элиаде на фоне социального движения Европы

Тайные учения и мудрость Востока. В 1931 году в Бухарест вернулся из Индии молодой выпускник философского факультета Мирча Элиаде, проведший у индийских гуру три года. Сперва его романы о жизни в Индии стали сенсацией, а потом его диссертация о йоге инициировала его блистательную карьеру антрополога – историка религии, хотя антропологического или этнологического образования он не имел, а принципы истории отвергал. Вторую половину своей жизни он провел во Франции и США, печатая книги и заведуя кафедрой, хотя первую половину жизни симпатизировал фашистам и сотрудничал с ними, даже сидел за это в лагере. Ныне его книги переведены на многие языки, без ссылок на них не обходится ни один крупный труд по истории мифологии [1], издают и изучают его и у нас.

Особый интерес и симпатию к нему изъявляют откровенные реакционеры, проповедники «консервативной революции». Должно ли это удержать объективных ученых либерального и демократического толка от пользования трудами М. Элиаде?
Чтобы понять, в чем причины его широкой популярности, нужно рассмотреть его учение и труды в контексте родственных антропологических и философских концепций и на фоне социальных движений Европы ХХ века.

Увлечение европейской богемы экзотическими культурами

Начнем с общего увлечения европейской богемы и молодежи экзотическими культурами Индии, арабского Востока и Африки, а у американцев – инками, майя и т.д. Это увлечение выражалось в моде на овладение восточными языками, в углубленном изучении восточной философии, в заимствовании мотивов искусства, в подражаниях восточной поэзии и архитектуре.

В XIX – начале ХХ веков это увлечение периодически вспыхивало в связи с колониальными захватами, яркими географическими экспедициями или с сенсационными археологическими открытиями египетских пирамид, ассиро-вавилонских дворцов и шумерских могил в Месопотамии и т.д. То Р. Бёртон, то Р. Смит, то Г. Шлиман, переодевшись арабами, проникали на Ближний Восток и (двое из них) даже осматривали в Мекке священный камень Каабу, запретный для европейцев.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности