Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2008 / Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексий на себя

Направления и методы исследования личности

Стр. «116—129»

Валерия Мухина

Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексий на себя

Рефлексия на сущностные особенности собственной личности

По замыслу автора установка человека на самопознание требует специально организованных условий для рефлексии на свою глубинную личностную сущность. Исследователь указывает реципиентам, сколь важно человеку время от времени сосредоточить внимание на сущностных особенностях собственной личности и ответить себе на вопрос «Кто я?».

Побуждение испытуемых к углубленному самоанализу через предложение ответить на вопрос «Кто я?» было названо мною рефлексивный тест-самоотчет.

Рефлексивный тест-самоотчет должен обеспечить самоописание ценностно-смысловых ориентаций человека как личности.

Личностно значимый вопрос «Кто я?»

Человеку свойственно задумываться над вопросом, который направлен на постижение собственной сущности: «Кто я?» – один из столь значимых вопросов. Поиск ответа на вопрос «Кто я?» требует от человека максимально глубокой погруженности в свой внутренний мир, в свои ценностные ориентации, в самого себя как
уникальную личность и одновременно как субъекта, принадлежащего к конкретной общности.

«Кто я?» – естественный вопрос человека к самому себе, когда он понимает, что должен познать самого себя. Однако этот вопрос не так-то прост. Люди подчас удивляются ему и начинают мучиться в поисках ответа.

Ответы на вопрос «Кто я?» пытались дать Ф. Ницше [1], Н.А. Бердяев [2], а в недавнее время и я [3] .

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности