Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2017 / Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Family resources in socio-cultural integration of children with disabilities

Проблемы социокультурной интеграции семьи

Стр. «38—56»

Александр Баранов, Артур Реан, Александра Сунцова

Ресурсы семьи в социокультурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация.Семья рассматривается как субъект определения жизненной траектории ребенка с ограниченными возможностями здо- ровья. Предпринята попытка анализа семьи не только как объекта помощи со стороны психолого-педагогических служб: раскрывается потенциал родителей, имеющих активную жизненную позицию, продвигающих процессы осмысления современным обществом проблематики детей с ограниченными возможностями здоровья, конструктивных способов их социокультурной интеграции, что способствует преодолению «психологии инвалидизации» детей. Определяются точки роста современной российской семьи как новая позиция в становлении и продвижении кон- структивного взгляда в обществе на проблематику особого детства, что выступает стратегией выхода самой семьи из кризисной ситуации, связанной с воспитанием ребенка с ограничениями по здоровью. В связи с этим анализируются ресурсы семьи и семья как ресурс социо- культурной интеграции ребенка.

Ключевые слова: семья; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; адаптация семьи; семейные ресурсы; социальное партнерство.

Family resources in socio-cultural integration of children with disabilities

Abstract. Family is regarded as the subject of determining the life trajectory of a child with disabilities. An attempt to analyze a family as an object of support from psychological and pedagogical services is made in the article. The article reveals potential of parents who have an active life position, promoting processes of comprehending problems of children with disabilities with modern society, constructive ways of their socio-cultural integration, which help to overcome “psychology of invalidization” of children. “Growth points” of modern Russian family are defined as a new position in formation and promotion of a constructive view in society on problems of special childhood. This becomes a strategy for family to emerge from crisis situation associated with raising a special child. In connection with this, family resources and family as a resource of a child’s social and cultural integration are analyzed in this article.

Keywords:family; child with disabilities; child with special needs; family adaptation; family resources; social partnership.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности