|
|||
Авторизация
|
Материалы методологического семинара «Научная школа В.С. Мухиной “Феноменология развития и бытия личности”»Стр. «103—118» Методологические идеи научной школы «Феноменология бытия и развития личности» В.С. Мухиной в организации работы с девиантными подросткамиАннотация.Рассматриваются феноменологические предпосылки бытия и развития личности девиантных подростков на основе методологических идей научной школы академика РАО В.С. Мухиной. Особенности ценностных ориентаций девиантных подростков анализируются в контексте структурообразующих основ самосознания как значимые ориентиры в индивидуальной жизни и в индивидуальной истории каждого человека. Автор исходит из положения В.С. Мухиной о том, что условия раз- вития и бытия личности либо содействуют развитию нормативных социальных ожиданий, либо провоцируют подростка на развитие в направлении девиаций и делинквентного поведения. При этом внутрен- няя позиция личности может влиять на развитие душевных и духовных личностных качеств – так называемого чувства личности и способности к самостоянию. Показано, что подростки с асоциальными ориентациями склонны к девиации, обладают слабыми способностями к реф- лексии на себя и других, им недостает потенциала, чтобы ориентироваться на нравственные ценности и осознавать ценности цели самовоспитания. Девианты не в состоянии брать ответственность за себя, за свое становление как будущей личности, они в большей мере затаенно направлены на ценности аморализма. Психологическое сопровождение, побуждающее к личностному развитию девиантных подростков, может быть обеспечено следующими факторами: 1 – социально-психологическими: от позитивных ориентиров сфер Великого идеополя общественного самосознания через кон- текст посредничества психологов, педагогов, других специалистов; 2 – пониманием генотипических особенностей, глубинная сущность кото- рых обсуждается с каждым подростком индивидуально; 3 – внутренней позицией самих подростков, формируемой у подопечных заинтересованными посредниками, обладающими высокими профессиональными и личностными качествами. Работа посредников становится продуктивной, когда они формируют у подопечных потребность быть свободным и самостоятельным, стремиться к самостоянию, быть социально активным, готовым к освоению социального пространства прав и обязанностей, к принятию ответственности за себя, своих близких, других людей. Ключевые слова: условия развития и бытия личности (внешние реалии): предметный мир, образно-знаковая система, природные реалии, реалии социально-нормативного пространства; внутренняя позиция личности; нормативно ориентированные социальные ценности; асоциальные ценности; ценностные ориентации девиантных подростков; ориентация на асоциальные ценности; чувство личности; сензитивность ко всему диапазону социальных ценностей; самостояние; рефлексия на себя и других; психологическое сопровождение девиантных подростков; личностные результаты обучения; федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; посредничество. Methodological ideas of V.S. Mukhina’s scientific school “Phenomenology of person’s development and being” in organization of work with deviant adolescentsAbstract. Based on methodological grounds of scientific school of V.S. Mukhina – academician of RAE, phenomenological premises of being and development of deviant teenagers is considered in the article. Specific character of value orientations of deviant teenagers is analyzed in the context of structure- forming foundations of consciousness as significant reference points in individual life and in individual history of every human being. The author is based on V.S. Mukhina’s idea that the conditions of person’s development and being either contribute to the development of normative social expectations or provoke teenager into development of deviations and delinquent behavior. Meanwhile person’s inner position can influence on development of cordial and spiritual qualities of a person – so called feeling of the Self and capacity for self-standing. It is shown that teenagers with asocial orientations are apt to deviation, have low ability for reflection towards oneself and others, they are lack of potential to orient towards moral values and be aware of value of selfdiscipline. Deviants are unable to take responsibility for themselves, for their becoming a person, they are to a great extent oriented at values of amoralism. Psychological support that would induce deviant teenagers to personal development can be achieved by the following factors: 1 – socio-psychological: from positive guidelines of spheres if the Great Ideofield of social self-consciousness through the context of mediation by psychologists, pedagogue sand other specialists; 2 – understanding of gene-typical peculiarities, deep essence of which is discussed with every teenager in person; 3 – inner position of teenagers, that is formed in wards by mediators with high professional and personal qualities. The work of mediators become efficient when they are forming in teenagers the need for freedom and independence, willingness for self-standing, the desire to become socially active, ready for adoption of social space of rights and duties and ready to take responsibility for themselves, relations, other people. Keywords: conditions of person’s development and being (external realities), subject world, sign-image system, natural realities, realities of socio-normative space, person’s inner position, normative oriented social values, asocial values, value orientations of deviant teenagers, orientation towards asocial values, feeling of the Self, sensitivity to the whole range of social values, selfstanding, reflection towards Self and others, psychological support of deviant teenagers, personal results of education, Federal State Educational Standards of general education, mediation.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |