|
|||
Авторизация
|
Дайджест диссертацийСтр. «231—233» . Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителейСпециальность 19.00.13 – психология развития, акмеология Защита состоялась 5 апреля 2004 г . Ежегодный рост числа социальных сирот, появление инновационых учреждений и форм семейного воспитания, расширение практики международного усыновления определили важность исследования психологи ческой защищенности ребенка в различных социальных ситуациях, которая выступает показателем удовлетворения основных потребностей и реализации прав ребенка. В диссертационном исследовании Г.В. Семья рассматривается проблема формирования психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, в различных ситуациях развития. Психологическая защищенность как феномен личностного бытия впервые рассматривается через совокупность внутренней позиции и внешних условий. Это позволило выявить их оптимальное сочетание для различных социальных ситуаций с целью обеспечения развития личности ребенка на разных возрастных этапах с учетом особенностей развития. В результате диссертационного исследования была разработана авторская концепция формирования психологи ческой защищенности детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках данной концепции была предложена типология психологической защищенности и обоснованы новые ее виды: психологическая квазизащищенность и психологическая квазинезащищенность, существование которых подтверждено на практике. Автором выявлены инварианты и константы формирования психологической защищенности для разных социальных ситуаций: институализация, самостоятельная жизнь, замещающая семья, национальное и международное усыновление. В ходе исследования Г.В. Семья определила основное содержание внутренней позиции ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от ситуации развития: «ничейный», «один против всех», «семейный». Были выявлены и изучены особенности социально-психологического статуса выпускников учреждений интернатного типа: рентные установки, рецептивная ориентация, повышенный уровень виктимности, которые оказывают значительное влияние на возникновение чувства психологической защищенности. Также был выявлен и объяснен феномен психологической и социальной незащищенности выпускников в условиях законодательно обеспеченной социальной защиты; доказано, что именно особенности сформированной в условиях институализации внутренней позиции выпускников минимизируют эффективность законодательства по социальной защите и усилия специалистов, работающих с этой категорией детей. Выявлено, что передача ребенка на воспитание в семью в период адаптации приводит к регрессу в его развитии, а затем к обострению сензитивности к новым условиям жизни, что обеспечивает качество развития ребенка. Также было показано, что при международном усыновлении усиливается как регресс, так и сензитивность к новым условиям жизни. Изучены особенности аккультурации и адаптации российских детей в семье иностранных усыновителей; разработаны критерии и показатели успешности физиологической, эмоциональной, речевой, социальной и семейной адаптации; обоснованы сроки отчетности о развитии ребенка. Подтверждено переживание аккультурационного стресса (культурного шока) детьми-сиротами, описаны стадии («медовый месяц», «враждебность и агрессия», «медленное восстановление», «полное восстановление ») и выявлены особенности его переживания детьми разных возрастов. Выявлено отношение российского общества к феномену усыновления, отмене тайны усыновления и возможности введения практики «открытого усыновления» в России. На основе результатов исследований сформулированы требования к формированию внутренней позиции, созданию условий жизни и воспитания, психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения их психологической и социальной защищенности в разных социальных ситуациях: институализация, самостоятельная жизнь, замещающая семья, национальное и международное усыновление. Полученные результаты позволяют формулировать психологические требования к разработке механизмов реализации законодательных и нормативных актов, обеспечивающих социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработанные психолого-педагогические технологии подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, семейной жизни способствуют продуктивной адаптации выпускников в постинтернатный период. Разработанный комплекс диагностических методов по выявлению уровня социальной компетентности выпускников, оценке эмоциональной адаптированности в замещающей семье обеспечивает специалистов социально-психологическим инструментарием, позволяющим отслеживать динамику уровня социализации, готовности к самостоятельной жизни. Предложенные психолого-педагогические средства подготовки ребенка и семьи к усыновлению и научно-методические рекомендации по обеспечению успешной адаптации ребенка и семьи в целом определяют психологическое содержание работы специалистов центров усыновления, включая международное усыновление. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в рамках президентской программы «Дети России» при реализации следующих мероприятий: 1 – разработка технологий работы центров постинтернатной адаптации; 2 – проведение мониторинга эффективности федеральной и региональных программ «Дети-сироты»; 3 – разработка программ подготовки детей-сирот к семейной жизни; 4 – разработка программы межведомственного взаимодействия по социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5 – исследование соблюдения прав ребенка в семье и тайны усыновления; 6 – разработка вариативных технологий, способствующих профессиональному самоопределению; 7 – разработка и создание ресурсных центров для работы с выпускниками. Также материалы исследований отрабатывались в рамках Федеральной программы развития образования в проекте «Исследование фундаментальных проблем социальной адаптации беспризорных и безнадзорных детей». Разработанные методы используются при реализации региональных программ «Дети-сироты» во всех субъектах Российской Федерации.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |