Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2004 / Хабаров Иосиф Петрович. Гендерные особенности современных подростков в условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин (на материале изучения сельских подростков саха)

Дайджест диссертаций

Стр. «234—235»

Хабаров Иосиф Петрович. Гендерные особенности современных подростков в условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин (на материале изучения сельских подростков саха)

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 29 декабря 2003 г .

В диссертационном исследовании И.П. Хабарова исследуются гендерные особенности современных подростков, являющихся носителями традиционной культуры, проживающих в экстремальных условиях сельской местности; выявлены гендерные различия подростков саха в личностных свойствах; в установлении эмоциональной связи с гендерными персонажами – людьми разного пола, выступающими в ролевых позициях одноклассников, родителей, педагогов; в адаптированности к ситуациям фрустрации в целом и в содержательном наполнении звеньев самосознания.

В результате исследований была вскрыта тенденция гендерной интеграции подростков саха, стирание гендерных различий на фоне выявляемой андрогинности: все менее отчетливое проявление традиционных свойств разного пола – мужественности у мальчиков, женственности у девочек и соответственно приобретение мальчиками феминных, девочками маскулинных черт. Было установлено, что в индивидуальной самопрезентации у мальчиков-подростков более низкая и негативная самооценка, чем у девочек, и ими чаще отторгается идентификация со своим полом, чем девочками. Показано отсутствие гендерных различий в ситуациях фрустрации, отмечается тенденция к агрессивности у подростков обоего пола; при этом агрессивность преобладает у мальчиков при депривации имени и половой идентификации, у девочек – при депривации притязания на признание и психологического времени личности.

Выявленные гендерные особенности подростков могут быть использованы в систематизации существующих знаний о гендерных проблемах в конкретной возрастной периодизации; дают возможность практическим психологам и педагогическим работникам использовать эти знания в работе с родителями и в психологическом сопровождении учащихся; содействуют в организации и разработке условий учебно-воспитательного процесса в целях эффективности формирования гендерных ролей.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности