Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2004 / Улымжиева Евгения Андреевна. Развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии

Дайджест диссертаций

Стр. «235—236»

Улымжиева Евгения Андреевна. Развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 29 декабря 2003 г .

В диссертационном исследовании E.A. Улымжиевой рассматривается развитие позитивной этнической идентичности студенческой молодежи. В ходе исследования было выявлено, что стратегия развития этнической идентичности может быть представлена двумя направлениями по следующим основаниям: центрация на себе, центрация на других, определяя социальную и личностную сущность человека. Был обнаружен низкий уровень этнического коллективизма и этнического индивидуализма студентов московских вузов, связанный с трансформацией связи личности с традиционными гомогенными условиями жизни, природной, социальной и ценностно-символической средой обитания. Для студенческого этнического меньшинства, находящегося в ситуации инокультурного окружения, проблемы, связанные с этнической принадлежностью, вызваны изменениями реалий привычного бытия и желанием сохранить традиционную этническую стабильность. Выявлено, что этническая идентичность современного молодого человека проявляется с преобладанием позитивной этнической идентичности и этноиндифферентности и предполагает соотношение позитивного образа собственно этнической группы с ценностным отношением к другим этническим группам, является условием бесконфликтного существования в поликультурной многонациональной среде.

Предложен психотехнический инструментарий сказкотерапии, который может быть использован в про- цессе вузовской подготовки студентов-психологов как средство целенаправленного психологического воздействия на личность с целью развития этнической идентичности на сознательном и бессознательном уровнях. Отмечается, что сказкотерапия содержит все необходимые предпосылки (импровизационность, мифологичность, недирективность, синкретичность) для осуществления такого воздействия на личность, которое обеспечивает смысловую амплификацию этнодифференцирующих и этносоциальных представлений личности.

Полученные результаты могут быть использованы в различных сферах жизни человека, в частности в реабилитационной работе с беженцами, мигрантами, иностранцами, в межкультуриой психотерапии, в тренингах по развитию коммуникативных навыков, в работе с молодежью, в консультативной психологической практике.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности