Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2004 / Ильин Андрей Вячеславович. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста

Дайджест диссертаций

Стр. «238—239»

Ильин Андрей Вячеславович. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 17 мая 2004 г .

В диссертационном исследовании А.В. Ильина изучался процесс овладения нормативными предметными действиями детьми раннего возраста в ходе предметно- практической деятельности; выявлялись конкретные условия и психологические закономерности данного процесса.

В результате исследования было определено, что овладение нормативными предметными действиями в раннем возрасте происходит в результате преодоления ребенком натуральных форм двигательной активности в отношении предметных условий ситуации. Отмечается, что взрослый создает особое пространство для реализации активности ребенка – нормативную ситуацию предметного действия, – в котором и происходит его становление. Успешность овладения ребенком предметными действиями зависит от способа их предъявления взрослым от внешних обстоятельств. Выявлено, что предметные условия нормативной ситуации отражаются в двигательном составе действия в виде символических форм движения. Символизация в движении здесь понимается как встреча двух разнородных процессов аффективного и предметно-материального, т.е. рождение нового рода психической реальности через отражение одного в другом. Выделен продуктивный вид символизации (символические формы движения) – манипуляции с предметами, направленные на воспроизведение достигнутого результата или внешне воспроизводящие образец действия, демонстрированные взрослым. Обсуждены особенности этого вида движений. Отмечается, что символизация является необходимым и закономерно возникающим этапом в процессе становления предметных действий у детей раннего возраста. Постепенное редуцирование выразительной стороны и ее замещение изобразительной приближает символические движения к структуре предметных действий. Переход от символических форм к предметным действиям сопровождается структурными изменениями их двигательного состава, что проявляется, прежде всего, в утрате цикличности вследствие «вклинивания» познавательного компонента в действия ребенка.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности