|
|||
Авторизация
|
Дайджест диссертацийСтр. «245—245» Корзинкина Наталия Анатольевна. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормойСпециальность 19.00.13 – психология развития, акмеология Защита состоялась 15 ноября 2004 г . В диссертационном исследовании Н.А. Корзинкиной рассматривается проблема влияния нормативной ситуации на поведение подростка. Подростковый возраст рассматривается как сензитивный к освоению нормативного пространства социальных отношений период развития в жизни человека. Особое место в системе указанных отношений занимает поведение подростка в культуре традиционной школы. Диссертант обращается к изучению типичных ситуаций, складывающихся в образовательном процессе, и вариативности поведения подростков в них. Это представляется актуальным для психологии развития, поскольку существенно дополняет психологическую характеристику подросткового возраста. Н.А. Корзинкиной выделены и описаны основные типы нормативных ситуаций школьного урока с разли чной степенью определенности действующих в них институционально установленных правил поведения. Выявлены и проанализированы возможные варианты ролевого поведения подростков в различных типах нормативных ситуаций, составлена оригинальная типология ролей, установлено влияние существенных факторов на ролевую дифференциацию поведения. Установлено, что в ситуациях с неопределенным или нечетко установленным правилом обнаруживается выраженная тенденция к проявлению различных форм ненормативного поведения подростками. Обнаружена и описана возрастная динамика основных форм поведения учащихся различных возрастов в условиях типичных ситуаций обучения в массовой школе. Дополнен оригинальный подход к исследованию проблем развития в подростковом возрасте с точки зрения психологических представлений о нормативной ситуации как существенном факторе развития. Полученные автором результаты могут быть использованы при разработке диагностических, коррекционных и тренинговых программ по работе с подростками различных категорий.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |