Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2004 / Корзинкина Наталия Анатольевна. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой

Дайджест диссертаций

Стр. «245—245»

Корзинкина Наталия Анатольевна. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 15 ноября 2004 г .

В диссертационном исследовании Н.А. Корзинкиной рассматривается проблема влияния нормативной ситуации на поведение подростка. Подростковый возраст рассматривается как сензитивный к освоению нормативного пространства социальных отношений период развития в жизни человека. Особое место в системе указанных отношений занимает поведение подростка в культуре традиционной школы. Диссертант обращается к изучению типичных ситуаций, складывающихся в образовательном процессе, и вариативности поведения подростков в них. Это представляется актуальным для психологии развития, поскольку существенно дополняет психологическую характеристику подросткового возраста.

Н.А. Корзинкиной выделены и описаны основные типы нормативных ситуаций школьного урока с разли чной степенью определенности действующих в них институционально установленных правил поведения. Выявлены и проанализированы возможные варианты ролевого поведения подростков в различных типах нормативных ситуаций, составлена оригинальная типология ролей, установлено влияние существенных факторов на ролевую дифференциацию поведения. Установлено, что в ситуациях с неопределенным или нечетко установленным правилом обнаруживается выраженная тенденция к проявлению различных форм ненормативного поведения подростками. Обнаружена и описана возрастная динамика основных форм поведения учащихся различных возрастов в условиях типичных ситуаций обучения в массовой школе. Дополнен оригинальный подход к исследованию проблем развития в подростковом возрасте с точки зрения психологических представлений о нормативной ситуации как существенном факторе развития.

Полученные автором результаты могут быть использованы при разработке диагностических, коррекционных и тренинговых программ по работе с подростками различных категорий.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности