Главная / Наши авторы / Our authors / Юрий Лотман

Юрий Лотман

ЛОТМАН Юрий Михайлович
Yurij Lotman

Специалист в области теории литературы и эстетики, семиотики, культурологи и др. Доктор филоло-гических наук, профессор. С начала 1960-х гг. разрабатывал структурно-семиотический подход к изучению произведений культуры, основал Тартуско-московскую семиотическую школу. Работы Ю.М. Лотмана по семиотическому анализу различных текстов куль¬туры объединены идеей «вторичных моделирующих систем»: текст интерпретируется как единство модели объективной и субъектив¬ной действительности, а также в качестве знаковой системы, вторичной по отношению к знакам естественного языка – «первичной моделирующей системы». Возглавляемая им Тартуская школа семиотики не ограничивалась изучением формальной структуры художественных произведений, уделяя первостепенное внимание семантике знаковых структур. Исходя из этого, Ю.М. Лотман рассматривал культуру в ее семиотическом аспекте, в многообразии ее коммуникативных связей (Статьи по типологии культуры. Т. I–III. – Тарту, 1970–1973). Ввел понятие «семиосфера» (1984), характери¬зующее границы семиотического пространства. Теоретические воззрения Ю.М. Лотмана учитывают развитие современного научного знания, особенно теорию информации, кибернетику, теорию систем и структур, учение о функциональной асимметрии мозга, идеи синергетики (Культура и взрыв. – М., 1992), и в то же время они опираются на богатейший материал мировой культуры, в первую очередь России. Среди работ автора следует указать: Избр. статьи: в 3 т., Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин, 1992; Т. 2: Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века. – Таллин, 1992; Т. 3: Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. – Таллин, 1993; Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1996; Семиосфера. – СПб., 2004; Воспитание души. – СПб., 2005 и мн. др.

Sc.D. (philology), professor. He was a specialist in the sphere of theory of literature and aesthetics, semiotics, culturology etc. From the beginning of 1960-th he had been developing structure-semiotic approach to works of culture study, founded “Tartu- Moscow school of semiotics. Yu. M. Lotma’s work on semiotic analysis of different cultural texts are united by the idea of “secondary modeling system” that is the text is interpreted as the unity of models of objective and subjective reality and sign system as well which are second¬ary against the signs of natural lan¬guage – “primary modeling system”. Headed by him “Tartu school” of semiotics did not limit itself to study of formal structure of art works but paid attention to semantics of sign structures as well. Hence, Yu. M. Lotman examined culture in its semi¬otic aspect, in diversity of its com¬municative ties (“Articles on typolo¬gy of culture”, V. I–III. Tartu, 1970– 73). He introduced conception of “semiosphere” (1984) which charac¬terize the scope of semiotic space. Yu. M. Lotman’s theoretical views take into consideration the develop¬ment of modern scientific knowl¬edge, including theory of informa¬tion, cyberneticist, theory of systems and structures, theory about func¬tional asymmetry of brain, ideas of synergetics (Culture and explosion. – M., 1992); at the same time they are based on the great material of world’s culture, Russian in the first place. The following works should be men¬tioned: Selected Articles in 3 vol¬umes, V. 1: Articles on Semiotics and Typology of Culture. – Tallinn, 1992; V 2: Articles on History of Russian Literature of XVIII – the first half of XIX century. – Tallinn, 1992; V. 3: Articles on History of Russian Cul¬ture. Theory and Semiotics of Other Arts. Mechanisms of Culture. Small Notes. – Tallinn, 1993; Talks about Russian Culture: Way of Life and Traditions of Russian Nobility (XVIII – beginning of XIX centu¬ries). – SPb., 1996; Semiosphere. – SPb., 2004; Nurturing of Soil. – SPb., 2005; and others.

Публикации автора:

  • Внутри мыслящих миров / Inside of thinking worlds

  •  

    «Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности