Главная / Информация / Об авторах / Программа модернизации педагогического образования

Программа модернизации педагогического образования


Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.

Цель модернизации педагогического образования — создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.

Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.

Основные направления и задачи модернизации педагогического образования

1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов

1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов

2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решении задач модернизации общего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования

3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.

3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.

3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.

3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.

3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.

3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.

3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.

3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.

3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.

Справка к рассмотрению на коллегии вопроса о «Программе модернизации педагогического образования»

За последние три года коллегия Министерства неоднократно обращалась к проблемам педагогического образования. В декабре 1999 года обсуждалась ситуация в области качества и объемов подготовки педагогических кадров, в 2001 году — Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России до 2010 года. Данная программа, утвержденная еще до принятия Концепции модернизации российского образования, была ориентирована на проблемы самой системы педагогического образования, при этом направленность на обеспечение решения проблем обновления общего образования в ней выражалась недостаточно.

Педагогическое образование, являясь составной частью системы профессионального образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования. Педагогические вузы и средние профессиональные заведения созданы по принципу регионального базирования с учетом демографических и экономических факторов, потребностей российских регионов.

В настоящее время подготовка кадров для системы образования осуществляется более чем в 600 образовательных учреждениях (высшие учебные заведения и их филиалы, педагогические и профессионально-педагогические училища, колледжи и техникумы, учреждения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров). В результате интеграционных процессов в системе образования появляются университетские комплексы, которые объединяют дошкольные учреждения — школы — вузы — учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, при этом центром является педагогический университет. Такие комплексы успешно функционируют в Москве, в Ростовской, Волгоградской, Ярославской, Иркутской областях, Красноярском крае, Республике Мордовия и др.

Существенную и все более возрастающую роль в разработке стратегии развития педагогического образования играют государственно-общественные и общественные организации: Совет по педагогическому образованию при Минобразования России, Ассоциация педагогических университетов и институтов, учебно-методические объединения, советы директоров средних педагогических и средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет руководителей образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Российской Федерации.

За последние годы в системе высшего педагогического образования произошли серьезные изменения. Число вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, существенно увеличилось (их свыше 160). При этом доля собственно педагогических университетов и институтов, для которых подготовка учителей является основной задачей, составляет в настоящее время 50% и имеет тенденцию к снижению. В этой связи не может не беспокоить проблема качества подготовки педагогов в непрофильных образовательных учреждениях, у которых нет исторически сложившихся школ в области психологических и педагогических наук и опыта подготовки педагогов.

Эффективность педагогического образования сегодня существенно снижается из-за того, что остается нерешенным ряд проблем:

• недостаточная координация между объемом выпуска педагогов и потребностями общеобразовательной школы;

• несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы, особенно в части психолого-педагогических дисциплин;

• недостаточная практическая подготовка выпускников;

• неготовность учителя к использованию в учебном процессе современных информационных коммуникационных технологий;

• неготовность педагогов к решению проблем внедрения изучения иностранных языков и информатики в начальной школе;

• низкий уровень готовности выпускников к обеспечению условий сохранения здоровья детей в школе;

• не налажена подготовка учителей для специфических условий сельской малокомплектной школы;

• недостаточная обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и школьными учебниками;

• недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей;

• недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава в проблемах модернизации образования в стране.

Многое для решения данных проблем уже сделано. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования и примерные программы дисциплин федерального компонента стандартов. В 2001 г. были утверждены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования. Совершенствуется структура многоуровневого образования. Уточнены названия и увеличено число направлений подготовки бакалавров образования, расширен перечень профилей подготовки бакалавров, возросло число магистерских программ в области педагогических наук.

В связи с подготовкой проекта государственного стандарта общего образования и введением его в учебный процесс, изменением структуры школьного образования объективно возрастает роль педагогического образования как системообразующей отрасли, формирующей основу кадрового потенциала страны. Для успешного решения задач обновления общего образования необходимы серьезные изменения в системе подготовки педагогических кадров. В числе первоочередных задач — обновление содержания образования на всех его ступенях, углубленная научная подготовка с учетом профилизации обучения в старшем звене школы; овладение современными педагогическими и информационными технологиями в целях индивидуализации обучения, углубления работы с одаренными детьми, в разновозрастных коллективах классов сельских, малокомплектных школ. Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в специальной школе или специальных классах при общеобразовательных учреждениях. Число детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2001/02 учебном году составило 0,27 млн человек, в специальных классах — 0,22 млн человек (2,6% от общего числа обучающихся).

В этих условиях укрепление и дальнейшее развитие системы непрерывного педагогического образования становится первостепенной задачей государственной важности. Для решения проблем педагогического образования, связанных с модернизацией общего образования, в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 07.06.2002 № 676-13 разработан проект программы модернизации педагогического образования.

В процессе подготовки Программы в сентябре—октябре 2002 г. Министерством образования проведен опрос руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, проведен детальный анализ содержательных откликов более чем из 50 регионов.

В ответах отмечается недостаточная психолого-педагогическая и предметная подготовка работающих учителей, неумение использовать информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе, а также слабая практическая направленность обучения будущих учителей и необходимость совершенствования форм и содержания педагогической практики.

Органы управления образованием считают необходимым возродить подготовку учителей по ряду педагогических специальностей, востребованных в регионах (Экология, Экономика, Естествознание, Обществоведение, Искусствоведение), пересмотреть программы подготовки учителей для малокомплектной и малочисленной сельской школы, а также для работы в многоэтническом коллективе.

Требуется организовать переподготовку и повышение квалификации действующих учителей, а также профессорско-преподавательского состава педвузов в связи с введением профильного обучения в старших классах, новых предметов в начальной школе.

Особо отмечалась неотложная необходимость разработки комплекса мер, направленных на закрепление молодых учителей в школе, — повышение статуса профессии учителя, улучшение его материального положения.

Эти предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей нашли отражение в представленной программе.

Следует отметить, что в связи с реформированием образования остро встали проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Решение поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование современных педагогических систем и технологий требует высококвалифицированных кадров, в связи с этим повышению квалификации и переподготовки кадров отводится особая роль.

Одной из важных задач реализации программы является обеспечение новых подходов к функционированию методических служб в муниципальных органах управления образованием субъектов Российской Федерации. В настоящее время создана рабочая группа по организационно-методическому и нормативно-правовому обеспечению функционирования методических служб в системе образования Российской Федерации.

Программой модернизации педагогического образования предусмотрено проведение комплекса мер для достижения следующих целей:

• углубления фундаментальной подготовки выпускников, формирования их способности к исследовательской деятельности, к работе в условиях реального многообразия программ и учебников, к решению задач профильного обучения;

• целевой подготовки педагогических кадров к решению задач воспитания, оказания психолого-педагогической поддержки личности и семьи;

• овладения современными формами и методами обучения, информационными и компьютерными технологиями, новыми методами оценивания результатов обучения;

• преодоления отставания материально-технической базы и ресурсного обеспечения педагогических учебных заведений от уровня современных требований; целевой поставки оборудования и компьютеров для педагогических учебных заведений;

• развития современных форм организации педагогической практики;

• подготовки специалистов к обучению младших школьников иностранному языку и компьютерным технологиям;

• подготовки специалистов к работе в сельских, в том числе малокомплектных школах;

• обеспечения образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями нового поколения, в том числе полным комплектом учебно-методической литературы, использующейся в школе;

• обновления перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования, профессиональных образовательных программ дополнительного образования в области педагогического образования;

• корректировки государственных образовательных стандартов и примерных программ психолого-педагогической и предметной подготовки педагогов;

• обеспечения эффективности и современного качества переподготовки и повышения квалификации работающих учителей, профессорско-преподавательского состава педагогических и профессионально-педагогических вузов, училищ и колледжей и профессиональной деятельности в условиях модернизации образования;

• создания системы долгосрочного прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом кадрового резерва и перспектив развития общества.

Вопросы модернизации педагогического образования были обсуждены на совещаниях «О задачах государственно-общественных организаций системы педагогического образования по совершенствованию подготовки учителей в условиях модернизации образования» в Московском педагогическом государственном университете 6 декабря 2001 г., «Модернизация педагогического образования в России в контексте образовательных стратегий XXI века» — 14—16 мая 2002 г. на базе Российского государственного университета имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Проект программы модернизации педагогического образования обсуждался на всероссийском совещании-семинаре заведующих кафедрами педагогики и психологии педагогических вузов «О совершенствовании содержания психолого-педагогических дисциплин в условиях модернизации педагогического образования», 17—19 сентября 2002 г. на базе Волгоградского государственного педагогического университета, конференции «Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы», 18—19 октября на базе Омского государственного педагогического университета, на VII съезде Российского союза ректоров, на совещании проректоров по учебной работе высших учебных заведений Российской Федерации 28—29 января 2003 г. в Москве.

Руководитель Департамента общего образования
А.В. Баранников

Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации о Программе модернизации педагогического образования

Заслушав и обсудив сообщение руководителя Департамента общего образования А.В. Баранникова о проекте программы модернизации педагогического образования (далее — Программа), коллегия отмечает актуальность и своевременность ее разработки.

Главным основанием модернизации педагогического образования является совершенствование системы общего образования, необходимость реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 1756-р от 29.12.2001), новые социальные требования к системе образования, внутренние закономерности развития педагогического образования.

Цель реализации рассматриваемой Программы — создание механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях модернизации российского образования.

Модернизация педагогического образования тесно связана с задачами совершенствования структуры и содержания общего образования, развития сети общеобразовательных учреждений. Определяющими ориентирами для проведения качественных изменений педагогического образования являются:

• разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования;

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов воспитания и обучения, увеличения объема времени на занятия физической культурой;

• введение новых предметов (иностранный язык, информатика в начальной школе, экономика и право в основной школе), профильного обучения в старшей школе;

• реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

• введение Единого государственного экзамена.

Реализация Программы должна разрешить ряд проблем, накопившихся в самой системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

• недостаточная координация между объемом выпуска педагогов потребностями общеобразовательных учреждений;

• несоответствие содержания и форм подготовки педагогов современным запросам школы, особенно в части психолого-педагогических дисциплин;

• недостаточная практическая подготовка выпускников;

• неготовность учителя к использованию в учебном процессе современных информационных коммуникационных технологий;

• неготовность педагогов к решению проблем внедрения изучения иностранных языков и информатики в начальной школе;

• низкий уровень готовности выпускников к обеспечению условий сохранения здоровья детей в школе;

• не налажена подготовка учителей для специфических условий сельской малокомплектной школы;

• недостаточная обеспеченность педагогических учебных заведений качественной учебной литературой и школьными учебниками;

• недостаточное обеспечение преемственности подготовки педагогов в высших и средних профессиональных педагогических учебных заведениях, отсутствие единства системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.

Для разработки проекта программы модернизации педагогического образования была создана комиссия, в состав которой включены представители ведущих вузов, РАО, органов управления образованием регионов, учреждений общего, профессионального и дополнительного образования.

Разработанный проект Программы преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации (приказ № 1818 от 24.04.2001), предлагает систему мер по совершенствованию педагогического образования в условиях модернизации общего образования и будет являться основой для разработки органами управления образованием субъектов Российской Федерации региональных программ развития педагогического образования, обеспечивать координацию их деятельности.

В целях выполнения задач по обеспечению модернизации педагогического образования коллегия решила:

1. Одобрить в основном предлагаемый проект программы модернизации педагогического образования, проект программы первоочередных мероприятий на 2003—2004 гг., проект перспективных задач модернизации педагогического образования на 2005—2010 гг.

2. Департаменту общего образования (Баранникову А.В.) совместно с Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования (Кружалиным В.И.), Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) обеспечить координацию реализации Программы.

3. Департаменту общего образования (Баранникову А.В.) совместно с Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (Матросовым В.Л.) довести Программу до органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного педагогического образования — до 20 марта 2003 г.; сформировать совет Программы; обеспечить координацию действий по реализации Программы.

4. Управлению развития образования (Кондрашову П.Е.) ежегодно предусматривать финансирование и включение заказа на научное и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы в установленном порядке в проект плана научно-исследовательских работ по научно-методическому обеспечению Федеральной программы развития образования.

5. Управлению развития и планирования научных исследований (Стриханову М.Н.) при формировании программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», начиная с 2003 г., предусмотреть исследования, направленные на выполнение проектов Программы.

6. Рекомендовать государственным органам управления образованием разработать на основе Программы региональные программы развития системы педагогического образования на 2003—2010 годы.

7. Департаменту общего образования (Баранникову А.В.) в двухнедельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В.М. Филиппов

Приказ Министерства образования Российской Федерации
(№ 1313 от 01.04.2003)
О программе модернизации педагогического образования

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010, года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, Министерством образования Российской Федерации подготовлен проект Программы модернизации педагогического образования (далее — Программа), который широко обсуждался педагогической общественностью, был поддержан в целом, доработан с учетом замечаний и предложений, одобрен коллегией Минобразования России.
Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 18.02.2003 №2/1 приказываю:

1. Утвердить Программу модернизации педагогического образования (приложение).

2. Департаменту общего образования (Баранникову А.В.) совместно с Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (Матросовым В.Л.) в 10-дневный срок:

2.1. Направить Программу в органы управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения, реализующие программы среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования.

2.2. Подготовить проект распоряжения об утверждении состава совета Программы для обеспечения координации действий исполнителей при реализации Программы.

3. Департаменту общего образования (Баранникову А.В.) совместно с Управлением развития образования (Кондрашовым П.Е.), Управлением развития и планирования научных исследовании (Стрихановым М.Н.), с Управлением информационных технологий в образовании (Поляковым А.А.), Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (Сергеевым С.К.) ежегодно, начиная с 2003 года, предусматривать в установленном порядке финансирование и реализацию мероприятий Программы.

4. Рекомендовать государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе Программы региональные программы модернизации педагогического образования на 2003—2006 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А. Болотова.

Министр
В.М. Филиппов



 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности