|
|||
Авторизация
|
Программа «Этнология»
1. Цели и задачи дисциплины Предметная область этнологии, как и этнопсихологии, не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Этнология (начиная от работ Ч.Дарвина, В.Вундта, Л.Леви-Брюля, К.Г. Юнга до исследований нашего времени) через анализ психологической сущности и ценностных ориентаций представителей этноса ищет совместно с этнопедагогикой и этнопсихологией пути эффективного воспитательного воздействия средств народной педагогики и с учетом этнических эмоций, базирующихся на традиционных канонах, иерархии, мифологии, играх и мистификациях. Этнология ставит своей целью анализ этнических процессов через анализ сопряженных с ней областей знаний — этнографии, антропологии, истории, этнопсихологии, этнопедагогики и философии. Этнология— наука об этносах. Этнология исследует: классификации народов мира, их языков, хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического типа человека. Основные разделы антропологии: антропогенез, морфология человека, соматология, этническая антропология (расоведение). Антропология может включать еще социальную антропологию и культурную антропологию. История— наука, изучающая прошлое человеческого общества в его конкретных событиях и интерпретирующая их через систему современных взглядов и теорий; наука об историческом развитии народов — этносов, которые образуют государства. Этнопсихология — наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психической типологии, ценностных ориентациях и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве. Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные и личностные механизмы идентификации и обособления исторически порождали глубинные психологические феномены — национальное самосознание (выражаемое местоимением «мы») с позитивными, комплементарными компонентами самопринятия, осознание соседних этносов («они»), амбивалентная направленность их соотношения (принятие и сотрудничество, с одной стороны, обособление и агрессия — с другой. Эта наука — смежная дисциплина с этнографией, этнопедагогикой, философией, историей, политологией и др., заинтересованными в изучении социальной природы человека и его сущности. Этнография— наука о сходстве и различиях между народами-этносами, а также этнических процессах, т.е. изменениях характерных черт во времени. Характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей. Через ракурс этнической специфики этнография показывает особенности внутриэтнической интеграции и межэтнической дифференциации. В силу близости предметных областей этнография заинтересованно относится к истории и социологии, в то же время «обеспечивает» заинтересованные науки знаниями о воспитательном воздействии на представителей определенного этноса традиционных форм быта, обычаев, обрядов, семейно-родственных отношений и др.; материалами о самоназвании и названии соседних этносов, которые раскрывают особенности воспитательного воздействия связей между ними на каждое новое поколение. Этнография описывает ценимые духовные качества, обряды, связанные с рождением ребенка и браком, отношения к старческому возрасту (смежные науки извлекают из этих описаний приемы и методы воспитательного воздействия традиций), структуру семьи и семейных групп — положение мужчин, женщин и детей, усыновление и т.п. Этнопсихология и этнопедагогика извлекают из этих описаний воспитательные моменты и анализируют их эффективность. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе. Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметизучения этнологии многосоставен и динамичен. Психология родового человека во многом отлична от психологии наших современников. «Архаичные исходные посылки существенно отличаются от наших, то есть первобытный человек живет в другом мире» (Юнг К.Г.). В силу этого этнология показывает невозможность наивного потребления данных, полученных внешним наблюдением приемов народной педагогики; она подошла к пониманию того, что необходимо анализировать не отдельные приемы, а весь контекст образа жизни. Культурологическая рефлексия позволяет этнопсихологу проникнуть сквозь оболочку народной педагогики и адекватно соотнести сопряженные в одном времени обычаи воспитания, сложившиеся в разные эпохи; выявить место в народной воспитательной системе того или иного обычая и тенденции его поступательного развития или угасания. То есть соединить исторические, этнографические и этнопедагогические знания. В то же время этнология изучает феномен мифологического и философского сознания в ушедших и современных культурах (М. Мамардашвили). Этнология вбирает в себя комплекс теоретических проблем: классификации народов мира, их языков; теории антропогенеза; теории этносов; исторические факты и их интерпретация; теории этнопсихологии и этнопедагогики; теории развития материальной и духовной культур. Программа по этнологии построена с учетом идей философии и истории, а также данных этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики и др., заинтересованных в изучении этнического самосознания, наук. Общие задачи программы: 1 — представить и обсудить известные теории, сопричастные с предметом этнологии; 2 — представить и обсудить концепции этнического самосознания; 3 — обсудить особенности этнического самосознания людей родовой культуры (XVIII—XIX вв. по материалам этнографии) и современных культур; 4 — обсудить проблемы межэтнических отношений; 5 — рассмотреть этническое самосознание в контексте теории структуры самосознания личности. Программа ориентирована на расширение научного сознания студентов-психологов и педагогов. 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины По завершении курса студент должен: знатьпредмет и задачи этнологии; основные этапы развития этнологии как науки и практики; основные направления и школы отечественной и зарубежной этнологии в их историческом становлении; содержание важнейших трудов ученых, повлиявших на становление этнологии как научного знания; основные категории этноса, его становления и генезис; концепцию этнического самосознания и проблемы межэтнических отношений; иметь представление об основных подходах к проблемам этноса; этнического самосознания и межэтническим отношениям; об основных принципах и методах исследования в этнологии; уметь анализировать современные представления об этносе, этническом самосознании и межэтнических процессах; соотносить тенденции развития этнологии с общеисторическими, культуральными и общенаучными тенденциями; применять методы этнологии на практике. 3. Содержание разделов дисциплины ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОЛОГИИ Наука об этносах, классификация народов мира, их языков, культур, закономерностей развития и бытия этнического самосознания. Развитие межэтнических отношений. Этнология в контексте смежных наук. Факторы, определяющие строение этнологии. Исторические стереотипы в оценке своего и другого этноса. Социальный заказ и социальное мышление личности исследователя. Заинтересованность этнологии в смежных дисциплинах. Исторически обусловленные научные ориентации этнологов: от естественно-натуралистических наблюдений представителей родовых культур (XVIII—XIX вв.) до анализа социально-психологических проблем взаимодействия этносов в наше время. Необходимость методологического определения предмета этнологии. Соотнесенность методологии и методов исследования. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Идеи, предшествующие современной этнологии в контексте ее этнопсихологического аспекта, определявшие ход ее развития. Идеи естественнонаучного эволюционизма (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) и их влияние на понимание человеческой истории. Западные предтечи Адам Бергюссон (1723—1816) — шотландский философ, историк и политический мыслитель. Деление истории на эпохи: дикости; варварства; цивилизации. Чарлз Дарвин (1809—1882) — английский биолог-материалист, основоположник научной теории развития органического мира. Учение о борьбе за существование в соотнесении с учением Томаса Гоббса (1588—1679): перенесение из общества в область живой природы идеи о войне всех против всех и буржуазно-экономического учения о конкуренции. Привлечение Ч.Дарвиным в свое учение идеи народонаселения. Томас Роберт Мальтус (1766—1834) — английский экономист, идеолог землевладельческой аристократии, священник английской церкви. Его «Опыт о законе народонаселения» (1798). Переворот в научном мировоззрении и в обыденной жизни людей, возникший в результате выхода в свет работы Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ, родоначальник позитивизма. Учение о всеобщей эволюции. «Формула эволюции» развитие в направлении равновесия. Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917) — английский этнолог и религиовед, профессор антропологии в Оксфорде. Эволюционистская школа в этнографии как области естествознания: биологические сопоставления. Выбор этнографами-эволюционистами из двух пониманий эволюции (1 — всякое развитие, в том числе скачкообразное; 2 — постепенные количественные изменения) ориентировки на идею количественных изменений для построения теории развития этносов. Кредо эволюционизма: «История человечества есть часть или даже частичка истории природы». Работа Э.Б. Тайлора «Первобытная культура» (1871) и теория анимизма (лат. animatus — одушевленный) как совокупности представлений о безличной одушевленности всех предметов и явлений окружающей человека действительности. Относится прежде всего к человеку первобытного сознания. Идея развития генетических связей между первобытными и развитыми религиями: источник религии не в природной среде, а в психической деятельности индивида. Вильгельм Вундт (1832—1920) — немецкий философ, физиолог, фольклорист и психолог. «Психология народов» (1900—1920). Установки В.Вундта на изучение психики по продуктам культуры (язык, мифы, обычаи). Люсьен Леви-Брюль (1857—1939) — французский философ-позитивист, социолог и теоретик этнографии. Значение работы Л.Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении»(1937). Введение в науку понятия «первобытность», трактуемого не как стадия развития, а как тип развития. Тип отличный от европейской современности, но параллельный и современный ей: «Хотя установление и верования этих обществ отличны от наших, люди, в них живущие, не более примитивны, чем мы». Содержание главных идей работы «Сверхъестественное в первобытном мышлении»: сверхъестественное и природа в первобытном мышлении. Аффективность в сверхъестественном. «Удача и несчастье». «Расположение» существ и предметов. Культ предков и покойников. Колдовство. Осквернение и очищение. Кровь, ее мистические свойства. Первобытная мифология. Миф — комплекс представлений и чувств. Миф и сновидение. Мифический мир: время, пространство (территории). Пейзаж как миф. «Сверхприрода». Предки. Мифические существа. Тотемы. Магическая сила мифов. Подражание как способ сопричастия мифическому миру. Устойчивость мифического мира. Российские предтечи «Повесть временных лет» — исторический памятник, созданный летописцем Нестором (XII в.). Откуда пошла русская Земля. Был единый народ. «И когда умножились люди на Земле, замыслили они построить столп до неба... И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и город около него Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не был он закончен. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: вот род един и народ един. И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей Земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп... По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же — взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норяки, которые и есть славяне» (с. 206—207). «Слово о полку Игореве» как этнокультурный памятник. Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) — русский писатель, историк, философ. В 1785—1789 гг. — член масонской ложи. История России — как история самодержавия. История народа Российского. «История государства Российского» (1815) как «Зерцало бытия и деятельности, скрижатель откровений и правил; завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». О народах, издревле населявших Россию. О славянах вообще. О славянских и других народах, составивших государство Российское. О физическом и нравственном характере славян древних. Сергей Михайлович Соловьев(1820—1879) — историк России с древних времен. Идея С.М. Соловьева о том, что «народы живут, развиваются по известным законам, проходят известные возрасты, как отдельные лица, как все живое, все органическое». «История России с древних времен». Понимание условий, формирующих русский народ. Природа Русской государственной области. Равнинность страны. Столкновение кочевников с оседлым народонаселением. Казаки. Славянские и финские племена. Влияние природы на народный характер. Этнографические описания славянского племени. Василий Осипович Ключевский (1841—1911) — русский историк, руководитель кафедры истории церковно-исторического отделения Московской духовной академии в Сергиевом Посаде (с 1871 по 1906 г.). Магистерская диссертация В.О. Ключевского «Жития святых как исторический источник» (1871). Докторская диссертация «Боярская дума Древней Руси» (1882). С 1882 г. В.О. Ключевский — профессор университета и Духовной академии. В 1900 г. Академия наук избирает В.О. Ключевского своим действительным членом. В.О. Ключевский акцентирует внимание на истории не государства, а народа. «Курс русской истории» и идея о решающем влиянии на исторический процесс географического фактора, роста народонаселения и его трудовой деятельности. Климат. Почва. Рельеф равнины. Влияние природы страны на историю ее народа. Отношение человека к природе. Лес, степь и реки: значение их в русской истории и отношение к ним русского человека. Следствия расселения восточных славян по русской равнине. Разрушение родового союза «взаимное сближение родов». Отражение этих факторов в мифологии русских славян. Культ природы. Почитание предков. Пробуждение чувства народного единства в XII в. Густав Густавич Шпет(1879—1940) — философ, эстетик, этнолог. С 1918 г. — профессор Московского университета на историческом факультете. С 1923 по 1929 г. — вице-президент Российской, а затем Государственной академии художественных наук. По его инициативе открывается Кабинет этнической психологии при Московском университете. В 1937 г. его арестовывают за участие в создании Большого немецко-русского словаря. «Введение в этническую психологию» (1927). Идея о том, что «расу и племя человек определяет для себя субъективно, он причисляет себя к нему». Народ как создающееся, историческое целое. «Духовный уклад» народа — величина не меняющаяся. Духовное богатство индивида есть прошлое народа, к которому он сам себя причисляет. «Народ» в психологическом смысле есть исторически текучая форма. Человек сам духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может даже «переменить» народ, войти в состав и дух другого народа. Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) — историк, географ, этнолог. В 1961 г. защитил докторскую диссертацию по историческим наукам, а в 1974 г. защитил докторскую диссертацию по географическим наукам. «Этногенез и биосфера Земли» (1989), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «География этноса в исторический период» (1990), «Этносфера: история людей и история природы» (1993). Исследования Л.Н. Гумилева содержат: общие свещения об этногенезе и его закономерностях; описание фаз этногенеза, определяющих возраста народов. Ученый проводит связь этногенеза и этносферы, раскрывает антропогенный фактор ландшафта образования. Показывает фазы этногенеза, которые имеют временные рамки, определяемые направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряжения в этнической системе. КАТЕГОРИИ ЭТНОСА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ Этнос как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими антропометрическими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада. Признаки этноса. Значение единой территории и производственных отношений для образования этноса. Системные свойства этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции и нормы поведения. Самосознание этноса: этническая идентичность; антитеза «Мы» — «Они»; общность происхождения; совместный исторический путь предков, близость расовых или возникающих значительных переходных групп (метисы, мулаты, креолы, самбо). Этносы и их религии: возможность общности и противоположности религий у одного этноса. Феномен сформированного этноса. Передача новому поколению этнического самосознания и культуры. Значение территориально-политической организации. Общность исторической судьбы. Особый поведенческий тип. Принципы комплиментарности (сходности жизненных установок) и стереотипа поведения, возникающих в процессе исторического развития. Совокупность биосоциальных особенностей физического и психического склада. Миграции представителей и групп одного этноса и проблема этнического самосознания. Идея панэтничности — этнос наиболее совершенная форма социальной жизни людей (Бромлей Ю.В., Гумилев Л.Н.). Идеи принадлежности государственным или религиозным общностям. Теории этногенеза. Выделение стадиально-исторических разновидностей этноса: племя, народность, нация. Связь этих стадий с общественно-историческими формациями. Иерархия этнических общностей: этносы, субэтносы (часть этноса, обладающая культурной и языковой спецификой, элементами общего этнического самосознания); межэтносы (группа этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или культурного взаимодействия или политических связей). «Эпигенез и биосфера Земли» (Гумилев Л.Н.), «География этноса в процессе истории» (Гумилев Л.Н.). Пассионарная теория Л.Н. Гумилева. Господствующая тенденция этнического развития — этническое объединение. АНТРОПОГЕНЕЗ И ЭТНОГЕНЕЗ Теории антропогенеза. Учение Ч. Дарвина о происхождении человека. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Другие теории антропогенеза. Этногенез как процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей. Образование языка. Становление культуры. Формирование самосознания. Научная теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Этнос как биосоциальная общность: порождение и часть биосферы; продукт социальной эволюции. Рождение, жизнь и исчезновение этносов по естественным законам природы. История этнической системы: толчок — подъем — перегрев — упадок — затухание. Фазы этногенеза: 1. Фаза подъема — интенсивный рост пассионарного напряжения в этнической системе следствие пассионарного толчка. 2. Фаза акматическая — пассионарное напряжение достигает наивысших для данной системы уровней. 3. Фаза надлома — резкое снижение пассионарного напряжения, сопровождающееся расколом этнического поля, ростом числа субпассионариев, острыми конфликтами внутри этнической системы. 4. Фаза инерционная — некоторое повышение и затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. 5. Фаза обскурации — пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического (нулевого). 6. Фаза регенерации — возможное восстановление этнической системы за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. 7. Фаза мемориальная — близкая к гомеостазу фаза этногенеза, знаменуется завершением этого процесса. На этой фазе этническая система уже потеряла пассионарность, лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурные традиции прошлого. Этнос как выразитель исторического процесса и как двигатель истории, ее движущая сила. Классификации этносов: Субэтнос как этническая система, выделяющаяся внутри этноса своим стереотипом поведения и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной комплементарности составляющих ее членов. Суперэтнос как этническая система, состоящая из нескольких этносов и противопоставляющая себя всем подобным целостностям. Целостность такого рода именовались «цивилизациями», «культурами» или «мирами». Например, «Исламский мир», «Западная цивилизация». Манифестация суперэтноса в наличии общей ментальности, консолидирующей разнообразные этносы. Этнос как естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным общностям, что определяется комплиментарностью и своеобразным стереотипом поведения. СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП Этническая (национальная) группа как часть («осколок») этноса, отдельная от ядра этноса и функционирующая в инонациональной среде. Признаки этнической группы: язык, осознание общности происхождения и истории, культуры, быта, сохранившихся традиций и обычаев. Компактные и дисперсные состояния этнических групп (этноареальные и этнодисперсные группы). Отсутствие собственных государственных образований этнических групп, проживание среди инонационального титульного этноса. Проблема «этнической стратификации» — неравенства этнических групп. Причины образования этнических групп: миграции, эмиграции, депортации. Миграции межэтнические — перемещение части этноса на иноэтническую территорию. Великие переселения народов в IV—IX вв. в Европе, Азии и Северной Африке. Переселения в VIII—XI вв. с Южного Урала на Средний Дунай венгров (мадьяров), родственных уграм Западной Сибири — хантам и манси. Переселение волгар на территорию нынешней Болгарии. Миграции как условие образования новых этносов и сближения народов. Миграции как условие размывания этнических особенностей. Эмиграция — переселение из одной страны в другую, вызываемое экономическими, политическими, религиозными или личностными причинами. Депортация — насильственное переселение отдельного лица или целых народов. Насильственные переселения (изгнания) черкесов в XIX—XX вв. Османской империей и Россией. Депортация армян из Западной Армении, осуществленная турецкими властями в 1915—1916 гг. Репрессии народов Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны. Ликвидация: автономной Республики немцев Поволжья в августе 1941 г., Карачаевской автономной области в октябре 1943 г., Калмыцкой АССР в марте 1944 г., Чечено-Ингушской автономной республики в апреле 1944 г. и др. Исчезающие этносы. Исчезающие языки: реалии и прогнозы. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ Условия развития личности. Исторически обусловленные реалии существования человека: этническое сознание в отражении реалий существования. Этническое самосознание— сознание и чувство принадлежности к определенному этносу. Значение самоназвания — этмонима. Общность происхождения, исторического пути предков, общность географического пространства проживания этноса. Этническая идентичность — позитивное, комплиментарное отношение субъекта к своему исходному этносу. Идентификация со своей этнической группой и чувство сопричастности к судьбам своей этнической общности, этнической родине, этническим особенностям, культуре. Чувство гордости, тревоги за судьбу своего народа, готовность к жертвам. Необходимость ценностного отношения к национальным героям и творческим личностям. Катализаторы развития этнического самосознания: внешняя межэтническая агрессия («Они» — «Враги»). Ошибки в политических решениях; колонизация, депортация, угроза ассимиляции или физического уничтожения этнической общности. Позитивные и негативные стороны феномена этнической консолидации. Этнический статус. Отстаивание права на независимость своего народа, его суверенитет и процветание. Капсулирование: этническая замкнутость на традициях и ценностях лишь своего народа. Этноцентризм, враждебность к другим, «чужим» народам. Этнический авторитаризм. Комплекс этнической неполноценности и этнофобии. Феномен двойного этнического сознания. «Американцы США» и американцы ирландского, европейского, русского, итальянского и т.п. происхождения. Латиноамериканские страны: «мексиканцы», ацтеки, майя и др. Этническая культуракак совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса. Ценность обычаев, обрядов, народного искусства, норм поведения. Особенности психологических типов этноса. Социокультурные антитезы «Мы» — «Они»; «Свои» — «Чужие». Системообразующие факторы этнической культуры (язык, религия, культурные структуры, традиции и др. особенности). Их динамичность, относительность их всепоглощающего единства. Этнический компонент обыденной культуры. Ментальность как особенный психический склад и мировоззрение людей, входящих в тот или иной этнос. Выражение иерархии идей, воззрений, представлений о мире и своем этносе. Ментальность как консолидирующий этнос фактор. Механизмы этнической консолидации: идентификация и обособление (Мухина В.С.). Самоутверждающиеся и самоотрицающиеся этносы (Бердяев Н.А.). Нарушения этнической идентичности. Комплекс этнической неполноценности. Этническое самосознание в контексте теории структурных звеньев самосознания (Мухина В.С.). Идентификация с этнонимом (самоназванием) своего этноса в рамках традиционных культур. Ритуалы имянаречения в родовых культурах. Новые условия имянаречения. Имя — это судьба. Смена имени в традиционных культурах. Насильственная смена имени как условие смены ментальности. XVIII в. — отуречивание и исламизация племен черкесов (с 1780 г.); XX в. — политика ассимиляции турецких болгар и цыган в Болгарии (с 1986 г., Тодор Живков). Идентификация с типологией физического облика своего этноса. Традиционные знаковые системы мимики и телесных выразительных движений у разных этносов. Этническое видение тела: 1 — антропологические признаки; 2 — усиление антропологических признаков знаковыми системами; 3 — традиционная культура телесного поведения. Притязание на признание в рамках традиционной культуры и на пороге социальных ожиданий в XXI веке. Специфика половой идентификации в рамках традиций конкретного этноса. Мужская и женская речь. Феномен «мачо» и другие символы мужских достоинств. Феномен психологического времени у разных этносов: линейное и циклическое («обратимое») время жизни. Представления этносов о жизни, смерти и бессмертии. Социальное пространство личности и контекст этнического сознания: человек в пространстве традиционных и новых прав и обязанностей. Значения и смыслы ключевых мифологических понятий, определяющих бытие человека в мире. Национальный характер: типология этноса, стереотипы его восприятия представителями других этносов, этническая самооценка. Понятие элиты в устойчивом и нестабильном обществе. Русский характер в России. Ментальность народов Северного Кавказа в России. Ментальность малочисленных народов Севера и Дальнего Востока России. Русские африканцы или афрорусские. Расизм в России. Фонд «Метис». Понятие «Родина» как константа системы ценностных ориентаций человека. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Межэтнические отношения этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. Межэтнические отношения представителей разных этносов в условиях временных взаимодействий (учеба, фестивали, спортивные соревнования и т.п.). Общие закономерности межэтнических взаимодействий. Содержание межэтнических отношений в значениях «Мы», «Они», «Вы». Характер межэтнических отношений: дружественный; нейтральный; конфликтный. Межэтническая стигматизация как исторически сложившаяся форма межэтнических отношений в условиях единого геоисторического пространства. Условия, определяющие характер и содержание межэтнических отношений: политический режим, социально-экономические условия. Эмигранты и изгнанники. Эмиграция как потеря социального статуса и чувства личности. Комплексный характер межэтнических отношений (экономические, социально-политические, духовные и культурные отношения). Стабильность и дестабилизация межэтнических отношений. Межэтническая интеграция как процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое. Появление культурной, духовной, социально-экономической общности в результате межэтнической интеграции. Формирование в рамках многонациональных государств межэтнических и метаэтнических общностей. Метаэтническая общность как образование более высокого уровня, чем базовый этнос. Снижение интенсивности этнических свойств в метаэтнической общности. Развертывание процессов межэтнической интеграции в эпоху зрелого капитализма. Меж-этническая интеграция в ХХ в.: в США, Канаде, Швейцарии, Испании и др. странах; между народами Средней Азии; между народами Прибалтики и т.д. Межэтническая интеграция в развивающихся странах Азии и Африки, Латинской Америки и Океании. Межэтническая консолидация как слияние родственных по языку и культуре, но ранее самостоятельных народов, в единый новый, более крупный этнос. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИНЦИПЫ ИХ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ДИСТАНЦИЙ Межэтнические конфликты как форма межгруппового конфликта, в котором стороны различаются по этническому признаку. Истоки межэтнических конфликтов: политические катаклизмы; общественные движения; массовые беспорядки; гражданские войны; сепаратистские выступления. Армения и Азербайджан в контексте истории межэтнических отношений. Теории межэтнических конфликтов. Глубинные корни межэтнических конфликтов: нарушения прав того или иного этноса, равноправия в межэтнических отношениях. Пять стадий развития конфликта Е. Корнелиуса и Ш. Файра: 1 — дискомфорт, 2 — инциденты, 3 — непонимание, 4 — напряженность, 5 — кризис. Причины, вызывающие обострение межнациональных конфликтов. Титульные этносы и их позиция по отношению к другим этносам, проживающим на единой территории. Большие и малочисленные этносы: проблемы взаимодействия. Динамика межэтнических конфликтов. Параметры развития конфликтов: 1 — постепенное усиление конфликта от латентной фазы до выраженной, нарастание числа и аргументаций требований, обвинений; 2 — повышение конфликтной активности участников, ужесточение конфликтов; 3 — нарастание эмоциональной напряженности межэтнических отношений; 4 — формирование устойчивого образа «врага»; 5 — вовлечение в конфликт или его урегулирование третьих сил, интернационализация. Межэтнический конфликт как условие, усиливающее авторитарные проявления этносов: этнический авторитаризм и психологическое капсулирование. Затяжной и труднообратимый характер межэтнических конфликтов. Способы и принципы решения межэтнических конфликтов. Предупреждение межэтнических конфликтов. Правовые и социально-психологические пути урегулирования межэтнических конфликтов. Взаимное желание и понимание необходимости преодоления затяжных межэтнических конфликтов противоборствующими этносами. Поиск путей позитивного взаимодействия и взаимовыгоды. Обогащение диапазона собственной этнической и межэтнической идентификации. Проблемы межэтнической аккультурации. Аккультурационные стратегии: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация. Последствия межкультурных и межэтнических контактов (Берри Дж., Бокнер С.). Международное образование и проблемы временно пребывающей молодежи в чужой культуре. Синдром иностранного студента. Отчуждение и культурная дистанция. Удовлетворенность пребыванием в условиях другой культуры: реалии и мифы. Права этносов на самоопределение и развитие своей культуры. Враждебность теории «золотого миллиарда» правам этносов на свое имя (самоназвание), на развитие и утверждение себя среди других народов. МЕТОДЫ ЭТНОЛОГИИ Методы изучения этнического самосознания 1.Метод наблюдения. Продуктивное заимствование из области естественнонаучных методов, принципиальное преобразование метода наблюдения в контексте его использования для изучения психологии человека. Методы сбора материалов и методы их интерпретации 1.1. Метод полевого включенного наблюдения. Его виды. Позиция исследователя. Требования к методу полевого включенного наблюдения: доверительное заинтересованное общение, психологическое сопровождение исследуемого (респондента) или группы исследуемых. 1.2. Включенное погружение в обыденную жизнь— продуктивный вариант метода полевого включенного наблюдения через позицию человека со значимым для исследуемого этноса статусом. 2. Метод беседы. Организация и проведение беседы как действенного средства проникновения в ценностную сферу представителей изучаемого этноса. Отношения исследователя и исследуемого (респондента) строятся по типу субъект-субъектных отношений. Продуктивность бесед, проводимых внутри включенного наблюдения. 3. Метод опроса. 3.1. Массовый опрос, анкетирование и интервью. 3.2. Метод «Я, Мы, Они» Д.Катца и К.Брейли (1933). Респонденту предлагается выбрать «свой» ответ из списка заранее сформированных ответов. Ответы показывают, с какой группой идентифицируется испытуемый. 4. Метод ретроспективной рефлексии. Беседа, направленная на исследование ценностных ориентаций личности в ее прошлом, отраженных в самосознании и преображенных индивидуальной и этнической историей. 5.Контент-анализ. 6. Эксперимент в этнопсихологии. Концепция метода. Его виды. Диагностический эксперимент и коррекционная работа. 6.1. Тест Роршаха для изучения этнических стереотипов. 6.2. Компьютерный метод портретной этнической идентификации (Мухина В., 1990). 6.3. Метод оценивания рисунков и фотографий. 6.4. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания своего и другого этноса (Мухина В., Хвостов К.; 1983—1996). 7. Методы «визуальной антропологии». Методы изучения межэтнических установок 1. Оценочное описание своего и другого этноса («Достоинства представителей моего этноса», «Недостатки представителей моего этноса», «Достоинства представителей чужого этноса», «Недостатки представителей чужого этноса»). Использование при интерпретации этнических самооценок и оценок других этносов метода построения частотного словаря (Мухина В., 1990). 2. Техника выбора предпочитаемой этнографической куклы. Методы исследований расовых предубеждений 1. Метод «Квантификации» (количественная оценка) как условие академического типа исследований. Пять степеней антипатии к другим группам: 1 — вербальная агрессия; 2 — избегание; 3 — дискриминация; 4 — физическая атака; 5 — истребление (Олпорт Г., 1954), «Зловещий прогресс» и его измерения. Четыре типологии предубеждений и дискриминации: 1 — непредубежденный не-дискриминатор; 2 — непредубежденный дискриминатор; 3 -предубежденный не-дискриминатор; 4 — предубежденный дискриминатор (Роджер Дж., 1973). Измерение диссонанса между предубеждением и дискриминацией. 2.Опрос мнений. Простая форма: серия вопросов, проводимая на репрезентативной группе респондентов. Изучение тенденции через повторный опрос мнений. (Опрос относительно отношения белых к неграм, проводимый в 1942 г., несколько раз повторялся.) 3.Шкалирование. Конструирование оценочных шкал с целью анализа антиподов, фиксирующих степень расположенности или замкнутости по отношению к представителям другой расы (Богардус Е., 1925). Континиум предпочтение — отвержение (Терстоун, 1929). Континиум согласия — несогласия (Лайкерт, 1932). Континиум отношений к объекту, определяемый через «однозначность в порядке отношений» (Гутман, 1944). Шкала расовых отношений Гутмана в разработке Национального центра исследований мнений в Чикаго (1963, 1966). 4. Замаскированные и неструктурированные техники измерения. Семантический дифференциал (Осгуд, 1965). 4.1. Завершения предложений. 4.2. Тематической апперцепции тест. 4.3. Техника игры в куклы и другие проективные тесты. 4.4. Лабораторный практикум программой не предусмотрен. 4.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с. (Требует переиздания.) Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Миф и его наследство // Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 119—126. Вебер М. Типы социального поведения. Нравы. Обычаи // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 633—636. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. 278 с. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992. 782 с. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этн. истории. М.: Экопрос, 1992. 334 с. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495 с. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос. 1993. 544. Карамзин Н.М. История государства Российского //Собр. соч. М.: Золотая аллея, 1993. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1987—1989. Т. 1—5. Кон И.С. Введение // Этнография детства. М., 1983. С. 3—8. Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива). М.: Наука, 1988. 269 с. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: ГАИЗ, 1937. 518 с. (Требует переиздания.) Лосский Н.О. Характер русского народа: Репр. воспроизведение изд. 1957 г.: В 2 кн. М.: Ключ, 1990. Кн. 1—2. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. 446 с. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. Спб.: Азбука, 2000. 400 с. Мегрелидзе К. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси: Мецниереба, 1973. 438 с. (Требует переиздания.) Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М.: Наука, 1988. 429 с. Мифы народов мира. М.: Сов. энцикл., 1980—1982. Т. 1—2. (Требует переиздания.) Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психол. журн. 1994. №3. С. 42—49. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232 с. (Требует переиздания.) Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622 с. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. 191 с. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 365 с. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с. (Требует переиздания.) С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. 238 с. (Требует переиздания.) Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Социал.-полит. журн., 1998. 687 с. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 572 с. Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии // Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет /Пер. с нем. В 2 кн. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. 398 с. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 с. (Требует переиздания.) Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989. С. 475—574. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. , перераб. и доп.: Пер. с анг. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с. Этнология: Учебник для вузов / Э.Г. Александренков, Л.Б. Заседателева, Ю.И. Зверева и др. М.: Наука, 1994. 383 с. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 299 с. Ясперс К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с. (Мыслители XX века). Дополнительная литература Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. 224 с. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. №4. С. 39—55. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.: ИФ РАН, 1993. 181 с. Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1982. 224 с. (Требует переиздания.) Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ: Междунар. отношения, 1990. 334 с. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. 390 с. (Требует переиздания.) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1—6. М.: Педагогика, 1982—1984. (Требует переиздания.) Грасио-Альфандери Элен. Что значит имя? // Курьер Юнеско. 1979. Февр. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с. Дарвин Ч. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР. Т. 5: Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. 1953. 1040 с. (Требует переиздания.) Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «Конец света» природного человека. Брянск: Очаг, 1993. — 50 с. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 153—162. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 333 с. (Требует переиздания.) Зеленин Д.К. Избранные труды: Ст. по духовн. культуре, 1901—1913. М.: Индрик, 1994. 397 с. (Требует переиздания.) Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 253 с. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971.
С. 122—158. Крысько В.Г., Дергач А.А. Этнопсихология: Теория и методология. М., 1992. 4.1. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности (к постановке проблемы) // Сов. этнография. 1988. №1. С.15—27. Кцоева Г.У. Методы изучения этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 225—231. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 138—153. Лойко Н.А. Исследование этнопсихологического своеобразия познавательной деятельности студентов // Этническая психология: (Этн. процессы и образ жизни людей). М., 1984. С. 34—48. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 11—192. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985. 105 с. Мухина В.С. Психология межнациональных отношений и воздействие на нее средствами массовой информации // Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений. М., 1989. Ч. 1. С. 170—189. Мухина В.С. Развитие межнациональных отношений — основа формирования самосознания личности // Просвещение на Крайнем Севере. СПб., 1992. Вып. 25. С. 60—72. Мухина В.С. Современное самосознание народностей Севера // Психол. журн. 1988. №4. С. 44—52. Налчаджян А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия: Учеб. пособие для вузов. Ереван: Огебан, 2000. 408 с. Тихомирова. М., 1960. С. 80—83. Оглобин А.К. Социализация детей у малайцев в Малайзии и Сингапуре // Этнография детства. М., 1983. С. 184—204. Периодизация всемирной истории: Учеб. пособие / Науч. ред. А.С. Шофман. Казань: Изд-во Казанск. ун-та., 1984. 224 с. Повесть временных лет. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 1—2. (Требует переиздания.) Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: Пробл. палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. 487 с. (Требует переиздания.) Пронников В.А. Ладанов И.Д. Японцы: Этнопсихол. очерки. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1985. 348 с. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 398 с. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.: Философская публицистика. С. 411—604. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 1. М.: Мысль, 1988.: История России с древнейших времен. Т. 1—2. 797 с. Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология. Самара: Руск. лицей, 1994. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С.127—138. ТаболинаТ.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М.: Наука, 1985. 152 с. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей): Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 3—20. Франк С.Л. Трансцендирование во-вне: отношение «я—ты» // Соч. М., 1990. С. 347—414. Фрейд З. Избранное. М.: Моск рабочий с совместным советско-западногерманским предприятием «Вся Москва», 1990. Т. 1: Массовая психология и анализ человеческого «Я». 160 с. Там же. Т. 2: Неудовлетворенность культурой: Аналит. повествование. 176 с. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. 289 с. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1986. 511 с. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания. СПб.: Петрополис, 1993. 119 с. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с. Хрестоматия по истории России: В 4 т. Т. 1. М.: Междунар. отношения, 1994. 346 с. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции / РАН. Рос. НИИ Культур. и природ. наследия. М., 1994. Вып. 1. 128 с. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. Универс., 1994. 331 с. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. 137 с. Якунин В.Ф. Этические аспекты общения латиноамериканских студентов // Этническая психология: Этнические процессы и образ жизни людей: Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 59—71. ЛИТЕРАТЕРА ДЛЯ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ Этническое самосознание русских Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки: (Из собр. А.Н. Афанасьева). М.: Моск. кн. двор, 1992. 160 с. Бердяев Н. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. 207 с. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб.: Лениздат, 1992. 144 с. Гордеев А.А. История казаков: (В 4 т.). М.: МГП «Страстной бульвар», 1991. Ч.1: Золотая Орда и зарождение казачества. 173 с. Гумилев Л.Н., Панченко А.М. Светлая Русь // Гумилев Л.Н., Панченко А.М. Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л.: Сов. писатель, 1990. С. 4—64. Ильин И.А. О грядущей России // Наука и религия. 1994. № 5. С. 2—3. Ильин И.А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение России: Сб. ст. Новосибирск: Русск. архив, 1991. 134 с. Ильин И.А. Почему мы верили в Россию // Наука и религия. 1994. № 9. С. 3. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Ст. по философии рус. истории и культуры. М.: Правда, 1989. 654 с. Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. М.: БИМПА, 1991. 250 с. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1988. 509 с. Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л.: Наука, 1979. 413 с. (Тр. отд. древнерус. лит.; Т. 34). (Требует переиздания.) Ломоносов М. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб.: Имп. АН, 1766. 140 с. Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. (Репринт. воспроизведение изд. 1957 г. «Посев»). М.: Ключ, 1990. Кн. 1. 64 с.; Кн. 2. 92 с. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб.: Искусство-СПб, 1996. 399 с. Обереги и заклинания русского народа / Сост. М.И. и А.М. Песковы. М.: Преображение, 1994. 190 с. Озорные частушки: Сб. СПб.: АОЗТ «Атос», 1995. 410 с. Писарев Д.И. Бедная русская мысль//Писарев Д.И. Исторические эскизы: Избр. ст. М., 1989. С. 13—69. Повесть временных лет. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 1—2. (Требует переиздания.) Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. С. 285—378. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М.: Наука, 1989. 350 с. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего Средневековья. М.: Наука, 1982. 357 с. Розанов В.В. Место христианства в истории. М.: Литиздат Агентство Р. Элинина, 1990. 38 с. Русский космизм: Антология филос. мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 365 с. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Собр. М. Забылин. М.: Изд. книгопродавца М.Березина, 1880. 607 с. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских: (Социол. очерк). М.: АОЗТ «Механик», 1996. 204 с. Славяне и скандинавы: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1986. 411 с. Слово о полку Игореве. 7-е изд. М.: Дет. лит., 1978. 221 с. (Требует переиздания.) Соловьев В. С. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. Т . 1 М., 1989. : Философская публицистика. С. 411—604. Этническое самосознание казаков Гордеев А.А. История казаков: (В 4 т.) М.: МГП «Страстной бульвар», 1991. Ч. 1: Золотая орда и зарождение казачества. 173 с. Кондратенко Н.И. Ходил казак в Кремль: Размышления о былом и настоящем губернатора Краснодарского края. Краснодар: Советская Кубань, 2001. 96 с. Мордовцев Д.Л. Первое полное (удешевл.) собрание сочинений: (В 60 т.) СПб.: Перевозников, 1911—1912. Т. 46 (Сер. 3. Т. 6): Политические движения русского народа; Т. 5: Гайдамачина (или колиивчина). Разбойничьи общины. СПб., 1909. 279 с. Предания веков: Руск. ист. повесть XIX — начала XX столетия: В 2 т. Т. 1. Киев: Днiпро, 1990. 686 с. Трехбратов Б.А. История Кубани: С древнейших времен до начала XX века. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 2000. 440 с. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар: Тип. Кубан. обл. правления, 1910. Т. 1: История края. 714 с. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар: Печатник, 1913. Т. 2: История войны казаков с закубанскими горцами. 848 с. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. В 3 т. Т. 2. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1895. 624 с. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков: В 3 т. Т. 1—3. (Репр. изд.). Кiев: Наук. думка, 1990—1991. (Укр. яз.). Этническое самосознание евреев Гладкий В.Н. Жиды. М.: Витязь, 1993. 80 с. Дичев Тодор Г., Николов Н.С. Зловещий заговор: (О сионизме: Пер.). М.: Витязь, 1994. 198 с. Достоевский Ф.М. Еврейский вопрос. М.: Витязь, 1994. 95 с. Климов Г. Протоколы красных мудрецов. Краснодар: Журн. «Кубань», 1992. 206 с. Мельский А. У истоков великой ненависти: Очерки по евр. вопр. М.: Фолиум, 1994. 128 с. Дуглас Рид. Спор о Сионе: Пер. с англ. М.: Твердь, 1992. 639 с. Шульгин В.В. Что нам в них не нравится...: Об антисемитизме в России. СПб.: Нац.-респ. партия России: Хорс, 1992. 286 с. Этнос. Идентичность. Образование // Под ред. В.С. Собкина. М.: РАО, 1998. 267 с. Этническое самосознание народов и народностей Севера и Дальнего Востока Богораз-Тан В. Г. Чукчи: Авториз. пер. с англ. Л.: Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1934—1939. Т. 1—2. Крейнович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: Наука, 1973. 495 с. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай — сахалар: Очерки по древней истории якутов. Якутск: Нац. кн. изд-во Респ. Саха, 1992. Т. 1: В 2 кн. Кн. 1. Ч. 1—2. 414 с.; Кн. 2. 317 с.; Кн. 2. Ч. 3. 317 с. Попов А.А. Нганасаны: Социал. устройство и верования. Л.: Наука, 1984. 152 с. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этногр. исслед. 2-е изд. М.: Ассоц. Рос. полит. энцикл., 1993. 713 с. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Ниж. Амура). М.: Наука, 1991. 279 с. Таксами Ч.М. Нивхи: (Совр. хоз-во, культура и быт). Л.; Наука, 1967. 271 с. Уткин К.Д. Культура народов саха: этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998. 368 с. Харузин Н.Н. Русские лопари: (Очерки прошлого и совр. быта). М., 1890. 472 с. Этническое самосознание народов Северного Кавказа Дагестан Абакарова Ф.О. Благопожелания и проклятия в фольклоре даргинцев. Махачкала, 1989. 160 с. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. 95 с. Бамматова А.Р. Этническая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Даг-учпедгиз, 1982. 60 с. Дагестан: современный образ жизни, основные черты и особенности / Даг. науч. центр РАН. Ин-т истории, археологии и этнографии. Махачкала, 1992. 494 с. Дагестан: этнополитический портрет: Очерки. Документы. Хроника / РАН. Центр по изуч. межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М., 1993. Т. 1. 361 с. Ибрагимов Х.А. Национально-специфическое в социальном образе жизни. Современный образ жизни, основные черты и особенности. Махачкала, 1992. 405 с. Кавказские горцы: Сб. сведений о кавказских горцах. М.: МНТПО «Адир», 1992. Вып. 1. 368 с. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 144 с. Мирзоев Т.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 27 с. Сафаралиева Э.Я. Как тебя зовут? Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. 340 с. Солдатова Г. Этничность и конфликты на Северном Кавказе (социально-психологический аспект) // Россия и мусульманский мир: Бюл. реф.-аналит. информ. М., 1995. № 1 (31). 112 с. Адыгея Абрамов Я. Кавказские горцы. Краснодар: Об-во изучения Адыг. автоном. обл., 1927. 36 с. Бгажноков Б.Х. Адыгейская этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. 159 с. Бгажноков Б.Х. Адыгский историко-героический эпос в комплексном освещении: Типология основных персонажей с точки зрения этических представлений // Героико-исторический эпос народов Кавказа. Грозный, 1988. Бгажноков Б.Х. Образ жизни адыгейской феодальной знати // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1981. С. 78—104. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983. 229 с. Бгажноков Б.Х. Этнический кризис в новой и новейшей истории адыгов // Жизнь национальностей. 1999. № 2—3. Болотоков В.Х. Заметки о национальном духе // Доклады Адыгейской (Черкесской) международной академии наук. Т. 1. № 2. Нальчик, 1995. Бэрзэдж Н. Изгнание черкесов: (Причины и последствия). Майкоп, 1996. 223 с. Гутов А.М. Этюды о кавказском этикете: Пер. с адыг. Нальчик: Эльбрус, 1998. 122 с. Дубровкин Н.Ф. Черкесы. (Адыги). Краснодар: Об-во изуч. Адыг. автоном. обл., 1927. 176 с. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик: Эль-фа, 1995. 456 с. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 1. 437 с. Мамхеготова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик: Эльбрус, 1993. 142 с. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX — начале XX века: (Этнограф. исслед.). Нальчик: Эльбрус, 1991. 254 с. Половинкина Т.В. Черкесия — боль моя: Ист. очерк (древнейшее время — начало XX века). Майкоп: Адыгея, 1999. 196 с. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп: Б.и.,1991. 191 с. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Тифлис, 1990. Т. 21. Отд. 2. С. 53—173. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: Эль-Фа, 1997. 227 с. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп: Зихи, 1997. 194 с. Целикова О.П. Особенности выражения в языке морально-этического содержания // Мораль и этическая теория. М., 1974. С. 144—193. Кабардино-Балкария Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. М.: ИЭиА РАН, 1995. 128 с. Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Первая половина XIX в. Нальчик: Эльбрус, 1990. 262 с. Мальбахов Б.Х., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI — конец XVIII в.). Нальчик: Эльбрус, 1996. 351 с. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Б.и., 1992. 239 с. Этническое самосознание народов Африки Аллен У., Фарли Р. Цвет кожи и качество жизни в Америке // Черная Америка в 80-е годы. М.: Наука, 1989. С. 48—70. Гаудио А. Цивилизации Сахары. М.: Наука, 1985. 208 с. Громыко А.А. Маски и скульптура Тропической Африки. М.: Искусство, 1985. 351 с. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. 343 с. История Тропической Африки: (С древнейших времен до 1800 г.): Пер. с фр. М.: Наука, 1984. 374 с. Оля Б. Боги тропической Африки: Пер. с фр. М.: Наука, 1976. 286 с. Традиционные и синкретические религии Африки. М.: Наука, 1986. 588 с. Эриксон Э. Расовая и более широкая идентичность // Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с. 4.2. Средства обеспечения дисциплины Видеоаппаратурадля демонстрации тематических видеокассет и материалов полевых наблюдений. Компьютеры для ознакомления с методами этнологии и этнопсихологии. Проектор для демонстрации рисунков, схем, таблиц. Комплекты методов: 1— изучение этнического самосознания; 2 — изучение межэтнических установок; 3 — изучение расовых предубеждений. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Кросскультурные исследования и их значение для этнологии. Эволюционная психология и этнология. Традиционная и городская культура одного этноса. Возрастная стратификация и социальная иерархия внутри этноса. Межэтническая напряженность — причины и пути решения. Представления о детстве в различных этносах. Категория судьбы в различных этносах и ее влияние на самосознание. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Зарубежные и отечественные теории этноса и этногенеза. Проблемы этнического самосознания. Межэтнические отношения. Теория, история, практика. Методы этнологии. Мифологическое и философское сознание этносов. 5.2.ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ Зарубежные теории этноса и этнического самосознания. Отечественные теории этноса и этнического самосознания. Проблема личности в контексте культуры. Особенности воспитания в традиционных культурах. Первобытное мышление. Мифологическое сознание. Фольклорные тексты как материал для этнологического анализа. Время и календарь в различных культурах. Проблема маргинальности. Проблема миграции и культурный шок. Самосознание и ментальность этноса. Космогоническая картина мира этноса и ее влияние на самосознание личности. Влияние традиции и инновация на сознание носителя культуры. Особенности социального пространства этноса и влияние его на личность. История развития этнологических исследований. Проблема этнологического факта и его интерпретации. Этническая идентичность и нарушения этнической идентичности. 5.3.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ Предмет этнопсихологии. Факторы, определяющие развитие психики и самосознания в истории человечества: предпосылки; условия; внутренняя позиция. Связь этнологии с другими науками. Заинтересованность этнологии в смежных дисциплинах. Современные направления в этнопсихологии. Зарубежные и отечественные предтечи в современной этнологии. Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского. Г.Г. Шпет. «Введение в этническую психологию». Основные понятия, строящие тезаурус этнологии. Феномен «Мы»—«Они» в этническом самосознании. Реальность социального пространства. Права и обязанности. Общечеловеческие и этнические особенности. Социальное пространство личности. Внутренняя позиция и развитие личности. Объясните принятое определение личности как индивидуальное бытие общественных отношений. Этническая идентичность и этническое самосознание. Этническое самосознание и межэтнические отношения. Механизмы развития этнического самосознания и межэтнических отношений. Этническое самосознание — общая характеристика. Этническое самосознание в контексте структурных звеньев самосознания человека. Национальный характер. Европейская и восточная ментальность. Межэтнические отношения этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. Общие законоположения взаимодействия. Общие закономерности взаимодействия. «Титульные нации». Русификация в СССР. Психология межэтнических дистанций. Проблема межэтнической ассимиляции, интеграции, сепарации, маргинализации, геноцида. Маргинальность как краевое состояние. Этническая маргинальность. Межэтническая агрессия. Концепции последствий межкультурных контактов (Берри Дж., Белнер С. и др.). Идентификация как механизм развития этнического самосознания. Обособление как механизм развития этнического самосознания. Идентификация с именем в рамках традиционных культур и в современном европейском обществе. Притязание на признание в рамках традиционных культур и в современном европейском обществе. Особенности половой идентификации в традиционных и современных культурах. Феномен психологического времени. Варианты психологического времени в разных культурах. Психологические особенности родовых культур. Этничность как удержание традиционной культуры. Методы этнологии. Включенное наблюдение. Беседа. Опрос. Рефлексивное описание своего и другого этноса. Обработка рефлексивных описаний (частотный словарь). Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по специальности 031000 Педагогика и психология Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии УМО по специальностям педагогического образования от 4.12.2000 г. протокол № 4.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |