|
|||
Авторизация
|
Опыт создания условий воспитания и развития личностиСтр. «81—83» Психологические средства, используемые педагогом-организатором для конструктивного взаимодействия с ребенком
Проблемы в работе молодых педагогов Наблюдая и изучая трудности молодых педагогов, имеющих малый опыт работы с подростками, можно выделить ряд проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности: · установление и удержание контакта «педагог — ребенок», «педагог — коллектив»; · замкнутость отдельных подростков, их недоверие ко взрослым; · неумение распределить и уделить внимание каждому ребенку; · развитие собственной наблюдательности, умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка педагога; · управление конфликтными ситуациями; · умение увлечь детей каким-либо делом; · проблемы дисциплины во временном детском объединении, в условиях детских оздоровительных лагерей. Существует необходимость оказания помощи начинающему вожатому в овладении основами педагогического общения, в повышении его профессионально-педагогической компетентности во взаимоотношениях и взаимодействиях со своими воспитанниками, коллегами. Необходимо также добиваться психологической готовности педагогов к свободному и ответственному общению с ребенком. Составляющие готовности работы с детьми Психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному взаимодействию с детьми имеет несколько составляющих: · внутренняя личная свобода самих взрослых и собственная интернальная позиция по отношению к жизни; · знание психологических особенностей конкретных детей; · овладение конкретными навыками, которые позволяют педагогам полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и, в конечном счете, делать отношения с детьми искренними и открытыми. Рефлексия — необходимое условие воспитывающей деятельности Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. «Рефлексия — анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?»1. Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, педагог-организатор содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих. Одним из уникальнейших способов организовать эффективное взаимодействие педагога с подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Опытные педагоги «Орленка» издавна пользуются системой методов и приемов, при которой достигается конструктивное взаимодействие. Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме: детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей. Например: «Мои новые товарищи — это...», «Мой идеал — ...», «Мой любимый герой...» и т.д. Рефлексия может быть построена и в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности. Например, игры на «знакомство», имитационные игры, психотехнические упражнения «Кто я?», «Без маски», «Я глазами группы» и т.д.. Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Ведущим фактором продуктивности общения педагога и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности. Таковыми в нашей практике выступают клубы по интересам. Уникальным по своей эффективности педагогическим инструментом является «Вечерний огонек», который используют многие вожатые «Орленка». В своей методической разработке «Вечерний огонек» Борис Гиндис пишет: «Огонек» представляет собой специфическую форму общения подростков друг с другом и со взрослыми (вожатыми)»2. Необходимые педагогические навыки В личностно-ориентированной педагогике, основанной на принципах гуманистической психологии, педагогу необходимо овладеть следующими навыками: · в общении с подростками, с коллегами признавать права каждого на собственное мнение, собственные убеждения; · безоценочно воспринимать личностные особенности подростков; · сопереживать успехам и неудачам; · постоянно развивать собственную наблюдательность; · признавать и подчеркивать уникальность каждого; · придерживаться сотруднического типа отношений. Данные навыки обеспечивают реализацию педагогической поддержки на практике.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |