|
|||
Авторизация
|
Опыт создания условий воспитания и развития личностиСтр. «112—116» ВДЦ «Орленок» как условие практической подготовки студентов колледжа
Педагогическая практика как часть профессиональной подготовки Педагогическая практика — это важный компонент профессиональной подготовки будущего специалиста, где он выступает в активной роли по отношению к детям, когда выявляются его достоинства и недостатки, а также способности к социально-педагогической деятельности. Основаниями для полноценной педагогической практики студентов явились: — создание мотивационно-ценностной установки на будущую социально-педагогическую деятельность в реальной педагогической практике; — опережающий выход студентов на технологический уровень деятельности; — включение студентов в непрерывную педагогическую практику; — формирование оценочных и прогностических умений на ранних стадиях педагогической деятельности. Практическая профессиональная подготовка будущих социальных педагогов предполагает следующие компоненты: — психолого-педагогический (тренинги по личностной адаптации к профессии, ролевой психокоррекции, педагогическому мастерству); — методический (овладение методиками диагностики педагогической деятельности, практикумы); — прикладной (раскрывающий психолого-педагогическую основу формирующихся умений и навыков). Задачи практики: 1. ознакомление студентов с социально-педагогической средой, окружающей детей и подростков в семье, школе, внешкольной деятельности; 2. формирование у студентов системы профессиональных знаний и умений для выполнения функций социального педагога; 3. ориентация студентов на личностно-ориентированный подход к детям в условиях неформального общения; 4. развитие профессиональной рефлексии на основе анализа деятельности детей и взрослых, участвующих в педагогическом процессе; 5. овладение студентами средствами элементарной диагностики семьи, микрорайона, детского клуба или объединения, индивидуальными особенностями детей и подростков с целью своевременной коррекции личности ребенка. За время социально-педагогических практик студенты приобретают знания: — нормативных документов по работе социального педагога (профессиограмма, этические нормы), федеральных и региональных документов по молодежной и детской политике в стране; — методов социально-педагогической диагностики личности ребенка, межличностных отношений социума, семьи; — особенностей проектировочной деятельности руководителя собственного проекта. Возможности ВДЦ «Орленок» для педагогической практики Широкие возможности предоставляет ВДЦ «Орленок» для полноценной педагогической деятельности каждому педагогу. Коллектив ВДЦ «Орленок» — это не только единый воспитательный коллектив, который отличается вариативностью и разнообразием возможностей для развития личности в условиях совместного проживания и социально-значимой деятельности, но и позволяет и ребенку, и взрослому проявить все свои потребности и интересы, сформировать собственную позицию в детском Центре. Этапы личностного самоопределения студентов В ходе педагогической практики без отрыва от обучения студенты осваивают уровни и основные этапы социально-педагогической деятельности. Продолжительность отдельных периодов обучения могут не совпадать с особенностями личностного роста студентов. Условно выделим пять этапов личностного самоопределения. 1. Профессиональное самоопределение студентов Первый этап — самоопределение студентов колледжа в своей личностной позиции, отношении к будущей профессии. Опыт последних лет показывает, что процесс осмысления себя в профессии начинается у студента с момента накопления педагогического опыта. Важным представляется сочетание практико-ориентированного курса «Педмастерская «Орленка» с установленной педагогической практикой. В этот момент начинает формироваться индивидуальный стиль педагогической деятельности будущего социального педагога. На первом этапе всеми преподавателями психолого-педагогических дисциплин проводятся мини-исследования как возможность получения информации о ребенке, познание себя и будущей профессии. Важную роль в процессе самоопределения играет организационно-деятельностная и ролевая игра. Этот способ позволяет активизировать личностные ценности, переводить их в цели собственной профессиональной деятельности и структурировать будущую деятельность в виде образовательного проекта, где педагог выступает как субъект. Способами самоопределения в групповой работе студентов с куратором являются1: — рефлексия действий, оценка результатов; — рефлексия деятельности, анализ последействий; — рефлексия бытия, установление ограничений; — следование установленной норме. Именно освобожденный куратор выступает в роли «проводника» в налаживании контактов между «Орленком» и колледжем, между детскими лагерями и студентами, между теорией и практикой социально-педагогической деятельности. Серьезная систематическая работа кураторов со студентами способствует формированию профессионально-значимых личностных качеств, умений и навыков будущих социальных педагогов. Социальная незрелость студентов, низкий культурный уровень, слабое представление о профессии у определенной части студентов, предопределило непрерывный процесс курирования во внеурочное время и во время педагогической практики. Приоритетными направлениями в работе кураторов стали: — аналитическая деятельность — организация рефлексивно-аналитической работы со студентами (индивидуальной и групповой), создающий мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию; — обучающая и развивающая деятельность — подготовка студентов к выходу на педагогическую практику в ВДЦ «Орленок» и за ее пределы; методическая учеба; проектировочная деятельность по разработке смен, конкретных проектов; создание благоприятной атмосферы в работе с молодыми педагогами. Все выше перечисленное дает хороший старт формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. 2. Осмысление практического опыта На втором этапе проходит осмысление практического опыта, построенного на анализе наблюдаемых фактов и явлений в педагогической деятельности в теоретическом обучении студентов. Педагогический коллектив колледжа работает над формирование специальных умений и навыков будущих социальных педагогов в постоянно усложняющейся педагогической деятельности. 3. Практическая и исследовательская деятельность Третий этап предполагает подготовку новых задач для практической работы и овладение студентами опытом социально-педагогической деятельности в Центрах социальной защиты детства, за пределами «Орленка». На этом этапе студенты демонстрируют свои возможности в качестве организаторов досуга детей, детских инициатив, при выполнении более сложных функциональных обязанностей социального педагога. Студент активно включается в позицию исследователя детского коллектива, личности ребенка, проблем, связанных с социальным становлением детей в социуме. Исследовательский материал, полученный в ходе практики ложится в описание моделей социально-педагогической деятельности в курсовых работах студентов. Так студентами исследовались проблемы детства: субкультура современных подростков, игра как фактор социализации ребенка, детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема, насилие над детьми как социально-педагогическая проблема, семья как фактор воспитания, свободное время ребенка как социально-педагогический фактор и др. Обследование показало, что практика в социально-педагогических центрах дает студентам возможность переосмыслить уровень ответственности и значимости избранной профессии (56%), дает новый опыт общения и новые социальные знания и умения (45%), возможность контактов и взаимодействия с очень разными детьми и различными категориями взрослых (40%), знакомит с новыми сферами социальной деятельности (35%), формирует «умение помогать, не повредив жалостью» (25%), развивает «твердость в принятии жизненно важных решений» (20%) и «дает толчок к дальнейшему саморазвитию, учит видеть и решать сложные педагогические ситуации, адаптироваться к новым условиям жизни и включать в них детей» (18%). У студентов развивается понимание востребованности знаний в повседневной практической деятельности, желание связать свою жизнь с профессией социального педагога (85%) (Сорочинская Е.Н.). 4. Самостоятельная педагогическая деятельность Основная задача четвертого этапа — самостоятельная педагогическая деятельность в качестве социального педагога с максимальным выполнением функциональных обязанностей в социально-педагогических центрах, Домах творчества, в школе, в молодежных социальных службах, в комиссии по делам несовершеннолетних, в местах возможной будущей работы. Студенты активно включаются в социальную работу по практическому внедрению творческих проектов в работе с проблемными детьми и семьей, в социуме. Четвертый этап совпадает с активной работой по написанию дипломных работ, выстраиванию дальнейших профессиональных и личностных перспектив. Наблюдение за становлением профессиональной позиции студента показывает, что в этот момент происходит активное обучение основным видам профессиональной деятельности, смена социальных ролей в практике, когда студент наиболее успешно осваивает всю управленческую цепочку взаимодействия «ребенок — взрослый — среда», находясь в субъектной позиции. Аналитическая работа в единстве с достаточным практическим опытом позволяет успешно переосмыслить теоретические основания будущей профессии. 5. Профессиональное саморазвитие Центральной задачей пятого этапа становится дальнейшее профессиональное самообразование и самовоспитание выпускников. Синтетический теоретический курс при подготовке к выпускным экзаменам и новое содержание профессиональной деятельности вплотную приближено к выполнению квалификационных требований социального педагога. В итоге он должен уметь анализировать и программировать свой личностный и профессиональный рост, выполнять функциональные обязанности социального педагога, хорошо знать предмет своей деятельности. Увеличение объема самостоятельной подготовки стимулирует осмысление социально-педагогических явлений и процессов. Исследование Л.Н. Куликова и Л.И. Григорьевой выводит проблему саморазвития личности в основу методологии воспитания и образования. Процесс саморазвития, выступая формой существования личности, находит выражение в активности, деятельности, общении, поведении студентов, что является мотивацией для дальнейшего саморазвития. Саморазвитие будет протекать эффективно и результативно, если будет: а) реализована самодеятельность студента в области образования через целенаправленную систему самообразования; б) осуществляться целенаправленная квалификационная психолого-педагогическая коррекционная помощь студентам в овладении методами самотренировок по формированию саморегуляции; в) в педагогическом обеспечении процесса саморазвития студентов включен процесс познания культурно-исторического наследия; г) высокопрофессиональным педагогическое обеспечение процесса саморазвития студентов. Критерии готовностиличности к саморазвитию: — степень информированности о сущности саморазвития; — степень убежденности в значимости саморазвития; — способность к личностной мотивации саморазвития. Критерии активности саморазвития: — наличие программы саморазвития; — саморегулятивная активность в деятельности и общении; — способность к интериоризации внешних детерминант саморазвития. Критерии эффективности саморазвития: — способность к творческой, преобразующей деятельности; — степень персонализации; — способность к адекватному оцениванию личностного потенциала.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |