|
||||||||||||||||||
Авторизация
|
Проблемы воспитания и развития личностиСтр. «45—51» О педагогическом содержании понятия «летний отдых»Организация детского отдыха никогда не была ведущей темой педагогических исследований во Всероссийском детском центре «Орленок». Центр работал на социализацию, развитие лидерских качеств, реализацию организаторских способностей ребенка. За последние пять лет, в силу различных обстоятельств, педагоги «Орленка» оказались перед необходимостью создавать досуговые программы, обеспечивающие конкурентоспособный и качественный отдых подростков в каникулярный период. Но досуг по правилу «еда ( сон ( зрелища» в рамках педагогической системы «Орленка» невозможен как по материальным, так и по ценностным основаниям. Поэтому и начались серьезные исследования по теме «Организация летнего отдыха детей как подсистема системы дополнительного образования» и разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих содержание и функционирование данной подсистемы. Речь пойдет об организации каникулярного досуга подростков в условиях образовательно-оздоровительного учреждения — детского лагеря. Досуг и свободное время ребенка Условимся, что досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору1. Возникает необходимость определить сложнейшее явление«свободное время ребенка». Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления, и становиться едва ли не основной ценностью его существования. Но парадокс в том, что у взрослых бытует представление о нем как о времени необходимом ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений успехов в учебе. Очень мало среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование — необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно своим интересам и возможностям. Определим свободное время как время, которое человек посвящает самому себе, для отдыха, общения, занятий любимым делом, смены видов деятельности. Тогда к основным функциям свободного времени относятся релаксация и разрядка; рекреация и восстановление; развлечение; саморазвитие и самореализация; профессионально-образовательная компенсация; социализация. Качество свободного времени и взрослого и ребенка, как и качество жизни в целом, имеет два аспекта — объективный и субъективный. Объективными показателями качества свободного времени могут служить разнообразие занятий в свободное время, степень распространенности хобби, чтение, предпочитаемые передачи, причем с учетом соотношения познавательности и развлекательности и, кроме того, навыки при использовании свободного времени. Субъективный аспект качества свободного времени изучается в рамках анализа удовлетворенности человека. Социологические исследования подтверждают, что чем разнообразнее у человека работа, качественней полученное образование, тем разнообразнее и качественней оказывается его свободное время. Особенностью деятельности в сфере свободного времени является ее самоценность и самоцельность, то есть личность сама выбирает содержание, формы организации и типы (конструктивный или деструктивный) этой деятельности. И регулировать свободное время можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих личности использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями. Проблема организации свободного времени подростков Организация досуга подростков имеет особое значение, так как: 1. подростки обладают наибольшим объемом свободного времени; 2. для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности — в самоутверждении и самовыражении; 3. для подростков характерна мобильность досуговых увлечений. Поэтому противоречия в сфере досуга подростками переживаются особенно остро, они оборачиваются негативными социальными последствиями в форме конфликта с «взрослым» миром. Таким образом, организация досуга становится альтернативой негативным проявлениям в детской среде, формой творчества и развития активности подростков. При этом наиболее качественным свободное время ребенка, то есть и временем отдыха и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте. Педагогическое предположение: Свободное время ребенка, его личное время вбирает в себя десятки нерешенных пока до конца актуальных вопросов педагогики, каждый из которых — проблема. Главнейший из них — свободное развитие свободного человека в богатейших сферах его духовного пробуждения — познании, труде, досуге, культуре в целом. Роль дополнительного образования в организации свободного времени подростков На организацию свободного времени подростков направлен лишь один вид образования — дополнительный, потому как именно система дополнительного образования предназначена для использования ребенком своего свободного времени в целях получения личностно-значимого образования. Дополнительное образование расширяет культурное пространство самоактуализации и самореализации личности путем решения проблемы целесообразной занятости, сокращая тем самым пространство возможного девиантного поведения детей.
Каникулы — официальное свободное время школьников Официально, свободному времени ребенка отводятся школьные каникулы. Сначала несколько цифр. На одиннадцать лет обучения для всех школьников планируется 12 276 уроков. На выполнение домашних заданий отводится 4 510 часов для заучивания 12 тысяч страниц 81 учебника. Каждого ученика нужно спросить на уроках 1 255 раз и дать ему 330 контрольных письменно. А теперь посчитаем 5—7—12 и 92 дневные антракты в учебе называемые каникулами. За один учебный год ребенку дарится 116 каникулярных дней, за все время обучения — 1 160 дней. Итак, дети проводят более 3 лет на каникулах. Но взрослые не считают их важным делом. Следуя определению В.И. Даля, каникулами надо бы называть время, «когда нет дела, когда нечего работать». Очевидно, что в наше время слово «каникулы» стало употребляться в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. Расширим понятие «школьные каникулы» через основные характеристики этого явления.
Школьные каникулы — сфера личностного развития Таким образом, школьные каникулы являются не только сферой досуга ребенка, кратковременного или достаточно продолжительного, который выполняет функции релаксации, рекреации и реабилитации, но сферой личностного развития и образования. Педагогический вывод: школьные каникулы являются необходимым изменением состояния ребенка, разгрузка его жизнедеятельности, перерыв в обязательной деятельности, необходимый отдых как отстранение от всех забот, особые условия для самовыражения. Назначение летних каникул Ожидание каникул — это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске «нового себя», просто купание, чтение, прогулки и игры -» поля творческой свободы» без окриков, одергивания и заорганизовывания . Но самую значительную часть годового объема свободного времени ребенка составляют и являются его главной мечтой — летние каникулы. Попробуем определить назначение летних каникул, учитывая разные трактовки:
Если брать за основу точку зрения детей, то летние каникулы — время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста. Основываясь на точке зрения взрослых, летние каникулы — это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности. Если согласовать оба этих представления о назначении летних каникул, то при организации летнего отдыха детей ВАЖНО, что: — приоритеты интересов, нужд, потребностей, прав каждого ребенка не могут никем и ни при каких условиях поставлены под сомнение; — летом дети не должны «выпадать» из процесса их управляемой позитивной социализации, психологической, образно-эмоциональной, интеллектуальной подготовки к новому учебному году; — каникулярный период должен быть продуктивно использован для актуализации усвоенных ребенком в учебное время норм и ценностей, для продолжения приобщения детей к миру социально-человеческих отношений, представленном в культурных и нравственных образцах; — эффективность восстановительных процессов наиболее результативно осуществляется за счет формирования целесообразного отношения ребенка к самому себе и активного взаимодействия с окружающей средой; — каждому ребенку должна быть оказана помощь в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, развитии способностей. Таким образом, чтобы в деятельности учреждений, занимающихся организацией летних каникул стало реальностью провозглашение самоценности детства, признание приоритетности прав, желаний детей в мире взрослых, ее системообразующим фактором должен быть ребенок. Педагогическое предупреждение: Организуя разнообразную деятельность детей летом, необходимо принимать во внимание, что невостребованная обществом возрастная потребность действовать при неблагоприятных условиях либо атрофируется, либо направляется в асоциальное русло. Опасность заключается в том, что сами дети до определенного времени не осознают своей предрасположенности, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий.
|
|||||||||||||||||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |