|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторизация
|
Этнопсихология: межэтнические отношенияСтр. «102—107» О межэтнических взаимодействиях в Дагестане
Интерес ученых к Северному Кавказу Северный Кавказ давно привлекает внимание ученых всего мира многообразием этносов, конфессиональными различиями. Специфика местных социумов, происходящая от характера этногенезов, изолированности природных зон проживания и психоментальных особенностей народов Северного Кавказа оценивается специалистами как уникальная. Мифологизированность образа Кавказа Обращение к проблеме межэтнических взаимодействий в Дагестане связано с распространенной практикой обобщения всех народов Кавказского региона и изрядной мифологизированностью образа кавказца в обыденном сознании людей. В настоящее время в России имеет широкое хождение словосочетание «лицо кавказской национальности». Этим понятием охвачены все народы Кавказа и Закавказья, которые, весьма, различны как по своим антропологическим, так и этническим и культурным особенностям. Характерно, что ассоциации, возникающие при употреблении этого оборота, как правило, связаны с войной, нестабильностью, варварством и другими негативными стереотипами. Усугубление негативных стереотипов Данные исследований последних лет, в частности, по Петербургу, говорят о том, что неприязнь к выходцам с Кавказа не только сохраняется, но и возрастает, причем негативные стереотипы усугубляются не всегда адекватной реакцией органов управления (ограничения по въезду и регистрации) и правоохранительных органов (необоснованная проверка документов на основании одной лишь «кавказской внешности»), а также под воздействием средств массовой информации: образ «азербайджанской мафии», «чеченских преступных группировок», разного рода «черных» банд настойчиво внедряется в массовое сознание [1]. Неправомерность обобщений На фоне общего неблагополучия межэтнических отношений в России непозволительны необоснованные выводы, делающиеся исследователями Северного Кавказа: одни ученые, изучив одну из республик Кавказа, обобщают данные на весь регион и выводят общие психологические универсалии, а другие, воспользовавшись чужими данными, делают свои ошибочные субъективные выводы. Так в статье «О межэтнических отношениях на Северном Кавказе В.Батов делает вывод: «агрессивное поведение является типическим в состоянии фрустрации у представителей северокавказского региона» и далее… «факт предрасположенности к агрессии говорит о том, что и между дагестанскими народами могут существовать конфликтные взаимодействия»1. Исследователями народов Дагестана действительно было установлено, что в ситуации фрустрации люди реагируют и агрессией. Но является ли агрессия на фрустрацию спецификой северокавказской ментальности? Многочисленные исследования разных этносов (европейцев, азиатов, африканцев, латиноамериканцев, граждан стран СНГ), проведенные под руководством В.С.Мухиной свидетельствуют — на ситуации фрустрации агрессивный тип реакции является типическим для межличностных и межэтнических взаимодействий. Этническое пространство, где сосуществуют и взаимодействуют различные этнические группы редко находится в равновесии, по самой своей природе оно напряженно. Взаимодействия между этническими группами в исторические периоды благополучия проявляются в принятии и лояльном сотрудничестве, но в период межэтнических конфликтов эти отношения переходят в ярко выраженную антитезу «Мы — Они». На фоне усиления межэтнических конфликтов этническая идентичность становится самоценностью, как чувство принадлежности к «кровной» групповой общности, которая может обеспечить психологическую защищенность в сложных социальных реалиях. Исследования в Дагестане В настоящей работе сделана попытка раскрыть межэтнические взаимодействия в Дагестане на основании проведенных этнопсихологических исследований с 1994 по 1998 год непосредственно автором, человеком, включенным в данную культуру и этнические проблемы. Дагестан, как уникальное геоисторическое явление в мире, представляет собой феномен лояльного взаимодействия более тридцати коренных этносов. Это единственное геоисторическое образование в мире, где все народы сосуществуют в отношениях равенства. Несмотря на различия в численности, ни один из этносов не претендует на исключительное положение титульного этноса. В исследовании участвовали представители аварцев и даргинцев. Среди них юноши и девушки, проживающие как в городе, так и в селе. Численность выборки — более 400 молодежи. Интересующие нас этносы принадлежат к нахско-дагестанской ветви северо-кавказской семьи. Аварцы (самоназвание «маарулал») — один из многочисленных этносов Дагестана — 577,1 тысячи человек. Даргинцы (самоназвание «дарган») насчитывают 332,4 тысячи человек. Большая часть аварцев и даргинцев проживает в сельской местности (69% аварцев и 68% даргинцев). Сопоставительные сведения по этнической истории этих двух народов дают основания констатировать, что аварцы и даргинцы взаимосвязаны историей проживания в одном геоисторичеком пространстве, составом городского и сельского населения, религией. Это является объективным условием для формирования благожелательных образов друг друга. Как сказал народный певец Дагестана Махмуд: «Они похожи на горные ручьи, которые все время стремятся слиться в один поток, но не могут слиться и текут сами по себе» [2]. Методы исследования Эмпирический материал был собран с помощью метода субъективной рефлексии В.С.Мухиной [«Достоинства (недостатки) представителей моего этноса», «Достоинства (недостатки) представителей другого этноса»] и метода В.С.Мухиной и К.А.Хвостова «Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» [3]. Метод субъективной рефлексии позволил выявить содержание этнических стереотипов и сравнить авто- и гетеростереотипы. Обработка материала проводилось методом частотного словаря и корреляционного анализа. Стимульный материал проективного метода представляет 26 черно-белых контурных тематических рисунка, на которых отражены ситуации общения подростка с депривирующим персонажем. Стимульный материал, использованного метода позволяет выявить не только адаптированность молодого человека к ситуациям фрустрации, но и определить особенности реакции на депривацию различных структур самосознания со стороны сверстника одного с испытуемым этноса и со стороны сверстника иного, чем испытуемый этноса. Статистическая достоверность различий в частоте типов реакции у исследуемых проверялось с помощью непараметрического критерия Х2 (хи квадрат) и критерия Фишера. Сходство между группами определялось с помощью коэффициента корреляции. Полученные данные сверялись и табличными значениями. Результаты исследования межэтнических отношений Исследования представлений аварской и даргинской молодежи о себе и друг друге методом субъективной рефлексии позволяет отметить, что в сознании друг друга они представлены благожелательными образами. Эти результаты подтверждают корреляционный анализ авто- и гетеростереотипов. Между авто- и гетеростереотипами аварцев и даргинцев обнаружены корреляционные связи выше уровня 0,64 (см таблицу№1), что свидетельствует о высокой степени взаимопризнания и понимания. Психологическая близость аварцев и даргинцев
Таблица 1 Психологическая близость аварцев и даргинцев по результатам корреляционного анализа авто- и гетеростереотипов
Аварцам в первую очередь нравится в даргинцах гостеприимность, затем в порядке убывания — доброта, смелость, уважение старших, свободолюбие, трудолюбие, мужественность, хозяйственность, деловитость. Не нравится вспыльчивость, жадность, эгоистичность, гордость, любовь к деньгам. Даргинцам в аварцах нравится гостеприимность, смелость, мужественность, трудолюбие, честность, гордость, уважение старших, твердость, соблюдение обычаев. Не нравится — вспыльчивость, агрессивность, самовлюбленность, мстительность, злопамятность, диковатость. Психологический анализ стереотипов Психологический анализ представленных достоинств и недостатков аварцев и даргинцев показал, что эти свойства отражают различные сферы отношений к действительности — отношения к людям, труду, коммуникативные и полифункциональные свойства. Психические свойства, касающиеся разных сфер жизни, при описании «своего» и «другого» этноса аварцами и даргинцами показывают широту их знаний друг друга. Большинство свойств проявляются во взаимоотношениях, которые диктуются совместным проживанием. К недостаткам даргинцы и аварцы с большей частотой относят в первую очередь вспыльчивость, затем агрессивность, гордость, самолюбие, наглость, жестокость, злопамятность, мстительность, эгоистичность. Анализ достоинств и недостатков, представленных в гетеростереотипах подтверждает, что в самосознании каждого представителя этноса зафиксировано определенное мнение о представителях «другого» этноса, проявляющееся чаще всего во взаимодействиях. Идентичность национальных особенностей Важным фактом является то, что по многим психическим свойствам (особенно по достоинствам) аварцы и даргинцы похожи друг на друга. Это выявлено при сопоставлении психологического содержания авто- и гетеростереотипов. Оба этноса отмечают друг у друга наряду с другими свойствами гостеприимность, доброту, смелость, уважение старших, свободолюбие, мужественность, трудолюбие, честность, гордость, храбрость. Корреляционный анализ результатов эксперимента показывает, что аварцы и даргинцы имеют много идентичных достоинств. Это свидетельствует о высокой степени признания и взаимопонимания аварцами даргинцев. Психологическое содержание гетеро-стереотипов обусловлено реальными взаимодействиями между аварцами и даргинцами, которые проявляются главным образом позитивными взаимооценками психических свойств. Похожесть по многим психическим свойствам является основой высокой степени толерантности в отношении друг друга. Современный «фольклор» Для представителей аварского и даргинского этносов характерно использование шуток в адрес друг друга в форме анекдотов. В анекдотах — современном «фольклоре» — фиксируется представление как о собственном этносе, так и о типических свойствах другого этноса. Анекдоты сочиняются как о других представителях этносов, так и о себе. Так, например, даргинцы шутят: «Что за даргинец без ножа», аварцы — «Я, аварец, мне 50% скидки». В зависимости от того, представитель какого этноса (даргинского или аварского) рассказывает анекдот, меняется объект издевательства («Пьяный даргинец, что трезвый аварец», «Пьяный аварец, что трезвый даргинец»). На слуху анекдоты: «Пришли в магазин и попросили книгу про умного аварца. Продавец отвечает: «Отдел фантастики на втором этаже» (гетеростереотип «диковатый»); «Двое даргинцев поспорили на деньги, кто больше просидит под водой — оба утонули» (гетеростереотип «любители денег»). Через шутки и анекдоты представители этносов добиваются символической победы над «другими». Шутки, направленные на собственные недостатки, выполняют функцию самозащиты: если я первым издеваюсь над собой, тем самым психологически разоружаю противника или недоброжелателя, заглушаю его агрессию. Межличностная и межэтническая агрессия в ситуациях фрустрации Общей тенденцией проявления типа реакции в ситуациях депривации сверстниками «своего» и «другого» этноса у аварской и даргинской молодежи является агрессивный. Надо заметить, что частота проявления агрессивной реакции как на свой этнос, так и на другой достаточно близка (58 и 64%), статистически недостоверна. Обратимся к рассмотрению данных в табл. 2. Аварская и даргинская молодежь демонстрирует различные типы реакции на депривацию сверстниками «своего» и «другого» этноса. При депривации сверстниками «своего» этноса даргинцам и аварцам прежде всего свойственны агрессивная и адекватно-лояльная типы реакций. Проанализированные реакции на фрустрации позволяют выделить тенденцию. Независимо от места проживания у аварской и даргинской молодежи на ситуации Таблица 2 Выраженность типов реакций у аварской и даргинской молодежи 16–17 лет на ситуации фрустрации со стороны сверстников «своего» и «другого» этносов (%)
*Типы реакций: 1 — адекватный лояльный 2 — неадекватный лояльный 3 — агрессивный 4 — игнорирующий 5 — пассивный фрустрации преобладают агрессивный и игнорирующий типы реакции и слабо выражены неадекватно лояльный и пассивный. При этом межличностная реакция внутри своего этноса и межэтническая агрессия на ситуацию фрустрации практически одинакова. Таким образом, мы можем с полным основанием утверждать, что для межэтнических взаимодействий дагестанских этносов характерны взаимопонимание и высокая степень толерантности в отношении друг друга. Это является следствием того, что этносы Дагестана имеют равный статус. Агрессивная реакция на ситуации фрустрации является типической как в межэтнических, так и внутриэтнических взаимодействиях не столько для конкретного Кавказского региона, сколько на общечеловеческом уровне межнациональных взаимоотношений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |