Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2002 / Диссертационный совет в Московском педагогическом государственном университете Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук

Наша презентация

Стр. «10—14»

Диссертационный совет в Московском педагогическом государственном Университете Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук

 

В совете проходит защита диссертаций по специальностям:

19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.13 — психология развития, акмеология.

Развитие научной мысли в XXI веке, особенно в области человекознания, предполагает определенный интегратизм, разработку проблем на пересечении наук. В свое время В.И. Вернадский в «Размышлениях натуралиста» писал: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, с другой — расширять охват его со всех точек зрения»1. Идея развития научного поиска не по отраслям науки, а по проблемам, высказанная В.И. Вернадским еще в начале XX века, в настоящее время выходит на передний план.

В течение XX века в психологии и смежных науках о человеке создалось огромное количество школ, получили развитие отдельные отрасли, но при этом остались вопросы и проблемы, для решения которых необходимо привлечение знаний, накопленных не только в рамках разных направлений одной науки, но и использование материалов иных областей знаний о человеке и его деятельности. В настоящее время развивается антропологический подход в психологии, рассматривающий человека и его личность как сущность. Рассмотрение развития и бытия человека невозможно без понимания контекста его существования, среды его обитания. Человек, все больше отделяясь цивилизацией от природы, все равно продолжает являться ее активной частью, кроме того, развитие человека проистекает в контексте культуры, второй природы, сотворенной собственно человеком.

Данное понимание развития и бытия человека, его личности и определило включение в состав совета по защите диссертаций по психологическим наукам, кроме психологов, также и педагогов, социологов, философов. Члены совета являются известными учеными, внесшие существенный вклад в науку. Приводим краткие сведения о составе совета.

Председатель — Мухина Валерия Сергеевна

Действительный член РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности2: Детская психология. М.: Изд. ООО Апрель Пресс, 1999 (29 п.л.); Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж: Изд. Московского психолого-социального института, 1999 (34 п.л.); Таинство детства:
В 2 т. СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2000. 2-е изд. (45 п.л.); Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. М.: Академия, 2001. 7-е изд. (28,5 п.л.).

Заместитель председателя — Веракса Николай Евгеньевич

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Позиционная модель обучения студентов // Вопр. психологии. 1994. № 3 (1 п.л.); Структурно-диалектический подход в психологии. Красноярск: Изд. педагогического колледжа № 2, 1997 (5 п.л.); Современные модели обучения студентов: практика применения позиционной модели в образовательном процессе педагогического колледжа. Красноярск: Изд. отдел КПК №2, 2000 (4,5 п.л.); Личность и культура // Перемены. 2000. №1 (2 п.л.); Развитие личности в диалектическом обучении // Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. М.: Изд. «ГНОМиД», 2001 (1 п.л.).

Ученый секретарь — Счастная Тамара Николаевна

Кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Проблема нравственности в зарубежной психологии ХХ столетия / Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1996 (0,5 п.л.); О материнской депривации // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 1999. (0,4 п.л.); Детская практическая психология. М.: Изд. Гордарики, 2000. В соавторстве (4 п.л.).

Члены совета

Андреева Ирина Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы, заместитель декана по учебной работе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Философия и история образования: Учебн. пособие. М.: Изд. Моск. городского пед. общества, 1999 (12 п.л.); Антология по истории и теории социальной педагогики. М.: Академия, 2000 (10,5 п.л.); П.Ф. Каптерев о семейном воспитании. М.: Академия, 2000 (9,5 п.л.).

Бондырева Светлана Константиновна

Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, ректор Московского психолого-социального института.

Основные работы по специальности: Социально-педагогические основания развития единого образовательного пространства СНГ. М.: МПСИ, 1999 (21 п.л.); Социально-педагогические предпосылки формирования единого образовательного пространства // Магистр. 1999. № 6 (1 п.л.); Субъекты и субъектные отношения в системе образовательного пространства // Мир психологии. 1999. № 1 (0,8 п.л.); Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии. 2000. №3 (0,8 п.л.); Проблемы психолого-педагогического взаимодействия в образовательном пространстве содружества независимых государств // Мир психологии. 2001. №1 (1 п.л.).

Колесов Дмитрий Васильевич

Действительный член РАО, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.

Основные работы по специальности: Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Педагогика, 1991 (23 п.л.); Пол и секс в современном обществе. М.: Изд. УРАО, 1999 (10 п.л.); Нравственность и пол. М.: Флинта, 2000 (15 п.л.); Человек и толпа. М.; Воронеж: МПСИ, 2001 (30 п.л.).

Кондратьев Михаил Юрьевич

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, декан социально-психологического факультета Московского городского психолого-педагогического института.

Основные работы по специальности: Межличностные отношения. Педагог—учащиеся // Социальная психология: Учебн. пособие для пед. вузов. М.: Просвещение, 1987. В соавторстве. (2,5 п.л.); Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М.: Изд. ФИСО, 1994 (12,5 п.л.); Подросток в замкнутом круге общения. М.: Изд. Институт практической психологии, 1997 (18 п.л.); Ученическая группа // Психология: Учебн. для пед. вузов. М.: Академия-Центр, 2001 (1,5 п.л.).

Крупник Ефим Пинхусович

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Психологическое воздействие искусства на личность. М.: Изд. ИП РАН, 1999 (15 п.л.); Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности // Мир психологии. 1999. № 2 (1 п.л.); Особенности преодоления проблемно-конфликтных ситуаций в различных социально-этнических условиях // Психологич. журн. 1999. № 5 (1 п.л.); Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологич. журн. 2000. № 6. В соавторстве (1 п.л.).

Леванова Елена Александровна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы, заместитель декана по работе с филиалами факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Готовясь работать с подростками. М., 1994 (8,5 п.л.); Технология субъект-субъектного взаимодействия в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений. Калининград, БИЭФ, 1999 (3,6 п.л.); Организация взаимодействия педагогов с учащимися. Калининград: БИЭФ, 1999 (4,7 п.л.); Они уже не дети (к вопросу о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп) // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Авторы концепции и составители В.С. Мухина и А.А. Хвостов. М.: Академия, 1999 (1,5 п.л.).

Мудрик Анатолий Викторович

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Социализация и «смутное время». М.: «Знание», 1989 (4,5 п.л.); Социализация и воспитание. М.: ИЧП «Сентябрь», 1997 (5 п.л.); Введение в социальную педагогику. М: Институт практической психологии, 1997 (23 п.л.); Социальная педагогика. М: Академия, 2000, 3-е изд. (12,5 п.л.); Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество РФ, 2001 (17 п.л.).

Непомнящая Нинель Ионтельевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой общей психологии Российского государственного медицинского университета.

Основные работы по специальности: Становление личности ребенка 6—7 лет. М.: Педагогика, 1992 (13 п.л.); Психодиагностика личности: Теория и практика. М.: Академия, 2001 (12 п.л.); Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2001 (12 п.л.).

Рычков Александр Константинович

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Вопросы о жизненном мире человека с особыми нуждами. М.: МПГУ, 1999 (0,25 п.л.); Философские различия нормы и аномалии социальной педагогики // Философия. Культура. Управление. М.: МИРЭА, 1999. В соавторстве (1 п.л.); Философия: 100 вопросов — 100 ответов: Учебн. пособие для студентов. 2-е изд. М.: Владос, 2000. В соавторстве (7,8 п.л.); Философия: Учебник для студентов пед. уч. заведений. М.: Владос, 2001. В соавторстве (24 п.л.).

Савенков Александр Ильич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Детская одаренность: теоретические основы развития. М.: Изд. Института молодежи, 1996 (7,5 п.л.); Технологический аспект проблемы диагностики детской одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3 (0,5 п.л.); Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000 (10,5 п.л.) ; Одаренный ребенок в начальной школе. М.: Изд. «Сентябрь», 2001 (14, 6 п.л.).

Сластенин Виталий Александрович

Действительный член РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой педагогики высшей школы, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Психологическая антропология ребенка. М.: Прометей, 1992 (4 п.л.); Психологические одаренности взаимодействия учителя с учащимися. М.: МОСУ, 2000 (1 п.л.); Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1997. В соавторстве. (19,5 п.л.); Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. В соавторстве (32 п.л.); Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. В соавторстве. (30 п.л.).

Собкин Владимир Самуилович

Действительный член РАО, доктор психологических наук, директор Центра социологии образования Российской академии образования.

Основные работы по специальности: Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. М.; Амстердам. М.: Центр социологии образования РАО, 1994. В соавторстве (20 п.л.); Старшеклассник в мире политики: Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997 (20 п.л.); Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М.: Юнеско, 1998. В соавторстве (7 п.л.); Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. М.: ЦСО РАО, 2000. В соавторстве (21,0 п.л.); Подросток: виртуальность и социальная реальность. М.: ЦСО РАО, 2001. В соавторстве (20 п.л.).

Торшилова Елена Михайловна

Доктор философских наук, профессор, заведующая лабораторией социологии и психологии художественного образования Института художественного образования Российской академии образования.

Основные работы по специальности: Можно ли поверить алгеброй гармонию (очерки экспериментальной эстетики за рубежом). М.: Искусство, 1988 (10 п.л.); Шалун или мир дому твоему. М.: Изд. ИХО РАО, 1999 (7 п.л.); Интеллектуальная и эстетическая одаренность: Теория и диагностика. М.: Магистр-Пресс, 2000. В соавторстве (10,5 п.л.); Развитие эстетических способностей детей 3—7 лет: Теория и диагностика. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 2-е изд. В соавторстве (6 п.л.).

Шабельников Виталий Константинович

Доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Российского государственного гуманитарного университета.

Основные работы по специальности: Демократизация Востока: Психологические проблемы // Развитие личности. 1997. №1 (1 п.л.); Психика как функциональная система. Алматы: Ана Тiлi, 1998 (15 п.л.); Перестройки в России. Психология субъектности // Научные исследования ГосНИИ семьи и воспитания РАО. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999 (1 п.л.); Геобиосферные детерминации социальных процессов и конфликтов // Этология человека на пороге XXI века. М.: РГГУ, 1999 (1,5 п.л.).

Яшин Борис Леонидович

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета.

Основные работы по специальности: Мышление и язык // Философия. Культура. Управление. М.: Изд. МИРЭА, 1999 (1 п.л.); Философия: 100 вопросов — 100 ответов: Учебн. пособие для студентов. 2-е изд. М.: Владос, 2000. В соавторстве (7,8 п.л.); Некоторые модели диалектики // Бытие / Коллективная монография. Уфа: Изд. УЮИ, 2001 (1 п.л.); Философия: Учебник для студентов пед. уч. заведений. М.: Владос, 2001. В соавторстве (24 п.л.).

(Презентацию подготовили Валерия Мухина, Алексей Обухов, Тамара Счастная)


  1. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. М., 1977. Кн. 2. С. 54.
  2. Здесь и далее указаны издания только последних лет.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности