|
|||
Авторизация
|
Социальное пространство личностиСтр. «291—296» Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы (окончание)1 (Перевод с английского Ивана Шолохова)
Аккультурационный стрессКонцепция стресса Концепция стресса широко применяется в современной психологической и медицинской литературе (например, Лацарус Р.)2. Стресс рассматривается как общее физиологическое и психологическое состояние организма, вызванное стрессогенными факторами в среде обитания и требующее снятия посредством приживания в новых условиях среды до достижения удовлетворительной адаптации к новой ситуации. Концепция аккультурационного стресса Концепция аккультурационного стресса относится к типу стресса, в котором стрессогенные факторы появляются в процессе аккультурации; к тому же, часто существует определенный набор стрессовых проявлений, появляющихся во время аккультурации, таких, например, как ухудшение состояния душевного здоровья (тревожность, депрессия), ощущение маргинальности и отчужденности, повышенный психосоматический и физиологический симптоматический уровень. Аккультурационный стресс, таким образом, является феноменом, который может лежать в основе неуспешной адаптации, включая ухудшение состояния здоровья индивидов, беспорядок в идентификации, проблемы в повседневной жизни с семьей, работой и школой. Чтобы квалифицироваться в качестве аккультурационного стресса, эти изменения, испытываемые индивидом, должны быть систематически соотнесены с известными признаками процесса аккультурации. В своем анализе специальной литературы Дж. Берри и У. Ким сделали попытки выделить культурные и психологические факторы, влияющие на появление аккультурационного стресса. Был сделан вывод, что очень часто во время аккультурации возникают проблемы; однако эти проблемы не неизбежны и, видимо, зависят от многообразия групповых и индивидуальных характеристик, которые входят в процесс аккультурации. Это значит, что аккультурация может увеличить жизненные шансы индивида, а может и разрушить способность к движению вперед; конечный итог для каждого индивида зависит и от других переменных, управляющих связью между процессом аккультурации и стрессом. Данная концепция проиллюстрирована на с. 293. Слева показаны факторы группового уровня, а справа факторы индивидуального уровня. Сверху находятся факторы, предшествующие процессу аккультурации (в родном обществе, и относящиеся к индивидам, которые собираются пройти процесс аккультурации). Внизу таблицы — факторы, существующие в контексте аккультурации (в обществе пребывания, и появляющиеся у индивидов во время аккультурации). Процесс психологической аккультурации инициируется объединенным влиянием двух обществ (в таблице показано двумя стрелками слева) на индивидов. Их психологическая аккультурация может быть описана в отношении к четырем группам феноменов: аккультурационный опыт, источники стресса, стресс и адаптация. Индивиды испытывают аккультурацию в разной степени Индивиды участвуют в процессе аккультурации и испытывают аккультурацию в разной степени; таким образом, индивидуальный аккультурационный опыт может варьироваться от большого до маленького. В современных понятиях, индивиды в процессе аккультурации испытывают различные «поворотные события жизни». Источники стресса могут происходить из этого разнообразного опыта аккультурации; некоторыми людьми аккультурационные изменения могут восприниматься как источники стресса, а для других могут быть доброкачественными и восприниматься в качестве новых возможностей. Затем различные уровни аккультурационного стресса могут стать явными в результате действия аккультурационного опыта и стрессогенных факторов. И, наконец, могут появиться вариации адаптации (от успешной до неуспешной). Важно отметить, что отношения между четырьмя феноменами (обозначены горизонтальными стрелками в таблице) скорее вероятны, чем детерминированы; изменения, возможно, происходят, но они не закреплены. Еще одна важная деталь — это то, что эти отношения зависят от количества умеряющих факторов (обозначены в верхней и нижней части таблицы). То есть, каждый из факторов может влиять на уровень и направление отношений между четырьмя феноменами (в середине таблицы). Это влияние обозначено в таблице вертикальными стрелками между умеряющими факторами и четырьмя феноменами. Существующая литература (Берри Дж., Ким У.; Берри Дж., Ким У., Минде Т., Мок Д.)3, предоставляет свидетельства влияния этих факторов на аккультурационный стресс и адаптацию. Сначала индивиды ищут различные степени контакта (в таблице центральная ячейка слева), преуспевают на каком-то уровне участия и испытывают различные проблемы. Эти вариации зависят, к примеру, от личной аккультурационной стратегии (нижняя ячейка в таблице) и от мотивов миграции (верхняя ячейка в таблице); они могут также варьироваться в зависимости от этнических и расовых аттитьюдов принимающего общества (нижняя ячейка в таблице), от изначального уровня знания языка страны пребывания (верхняя ячейка в таблице). Таким образом, в любой аккультурационной группе есть большие индивидуальные различия в аккультурационном опыте. Когда аккультурационный опыт вызывает стресс Уровень, на котором этот аккультурационный опыт вызывает источники стресса, зависит от многих факторов. Возникновение этих жизненных перемен в качестве возможностей (а не проблем) наиболее вероятно, если индивид имеет подходящее образование или пре-аккультурационный опыт (верхняя ячейка в таблице) или, если у индивида есть установившаяся база социальной поддержки (нижняя ячейка в таблице), на основе которой он вступает во взаимодействие с большим обществом. Особенно интересно достигает ли индивид желаемого уровня контакта с большим обществом; чем больше разница между уровнем достигнутого и уровнем желаемого контакта, тем больше источники стресса. Появление аккультурационного стресса обусловлено не только присутствием источников стресса, но и стратегиями приспособления и ресурсами индивида (нижняя ячейка в таблице); для индивидов, способных приспосабливаться, наличие источников стресса не приведет в аккультурационному стрессу, а для тех, кто неспособен приспосабливаться, акуультурационный стресс может быть достаточно сильным. Известно, что аккультурационные стратегии (нижняя ячейка в таблице) влияют на аккультурационный стресс: интеграционные стратегии наименее стрессовы в то время, как маргинализационные связаны с наибольшим стрессом; ассимиляция и сепарация находятся посередине. Исходные здоровье, возраст, образование (верхняя ячейка в таблице), использование индивидом социальной поддержки и реакция на общественные аттитьюды (нижняя ячейка в таблице) также влияют на появление аккультурационного стресса. Проявление аккультурационного стресса Аккультурационный стресс проявляет себя в различных симптомах, особенно в психосоматических и психологических жалобах. Среди последних наиболее часто встречается повышенный уровень тревожности и депрессии.
Адаптация — результат процесса психологической аккультурации Конечным результатом процесса психологической аккультурации является адаптация, варьирующаяся от успешной до неуспешной. У. Сирле и С. Уард концептуально и эмпирически выделили два аспекта: психологическая адаптация и социокультурная адаптация4. Первый состоит из психологических последствий, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее душевное здоровье и общая способность достигать чувства личного удовлетворения в обществе пребывания. Второй — из личностных последствий, которые связывают индивида с новой социо-культурной реальностью. Это включает в себя способность справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы и учебы. ВыводыПерспективы повышения уровня успешной адаптации Многое из того, что мы знаем об аккультурации и адаптации, показывает, что индивиды могут успешно сближаться с новым обществом. Однако очевидно, что условия, которые влияют на адаптацию, должны способствовать адаптации, а не вмешиваться в этот процесс. Большинство условий, идентифицированных в этом обзоре, находятся в некоторой степени под контролем политиков и врачей. Следовательно, в принципе есть возможность повысить уровень успешной адаптации путем выбора соответствующих политических решений и внедрения подходящих программ. Роль кросс-культурных психологов здесь потенциально очень важна: если мы обратимся с этим и объясним наши открытия людям, ответственным за управление процессом аккультурации (в аккультурационных группах и в доминирующих обществах), то наша научная и социальная миссия будет выполнена.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |