Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2004 / История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала XX века на примере Чувашии)</

Опыт создания условий воспитания и развития личности

Стр. «216—223»

Ольга Парфенова

История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала XX века на примере Чувашии)

Сиротство – явление социально-историческое

В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство – социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей. Для нашего государства в настоящее время проблема сиротства актуальна – наблюдается постоянное увеличение числа детей-сирот как реакция на социально-экономические кризисы. Государство и общество призваны заботиться о развитии и воспитании детей-сирот, с опорой на знание истории проблемы социального призрения, исторического опыта организации системы учреждений призрения.

Наряду с общими тенденциями развития учреждений призрения сирот, свойственными России в целом, каждый регион имеет специфические особенности. Рассмотрим историко-педагогическую проблему социального призрения в России XVIII –начала XX века, отмечая ее региональные особенности в Чувашии.

Государственная политика призрения «зазорных» детей и сирот в XVIII–XIX веках

История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с XVIII века. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконнорожденных, «зазорных» детей, которые рассматривались Петром I как «годная для государства рабочая сила».

В дальнейшем система социального призрения приобрела новое качество при Екатерине II, чему способствовала общественно-педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Екатерина II, утвердив правила управления в губерниях, в 1775 г. в каждой из них «учредила особое ведомство для исполнения священных обязанностей благотворения несчастным всякого пола, возраста и состояния, имеющим нужду в помощи ближнего» [1]. Данные учреждения впоследствии были названы приказами общественного призрения и существовали до середины XIX века. Общественное призрение детей дошкольного возраста организовывалось как через благотворительные заведения (воспитательные и сиротские дома), подведомственные Попечительскому совету, так и вне их (через выделение определенных сумм из попечительских капиталов на воспитание детей в учреждениях другого ведомства и т.д.).

В первой половине XIX века работа по оказанию помощи в воспитании детей дошкольного возраста получила большую поддержку и стала частью государственной политики. Но государство всячески пыталось регламентировать любую благотворительную деятельность. Даже Ведомство императрицы Марии, которое занималось организацией воспитательных домов, детских приютов трудолюбия и т.п., получило новый статус – IV отделение собственной его величества канцелярии. В 1802 г. было организовано Императорское человеколюбивое общество, ведающее делом призрения детей малоимущих слоев населения. В 1829 г. был принят «Проект положения о нищих» по Министерству внутренних дел, согласно которому учреждались губернские попечительские комитеты, обязанностью которых было размещение сирот мужского пола до 8 лет и женского до 14 лет в семьях и воспитательных домах. Это положило начало распространению воспитательных домов и детских приютов не только в столичных городах, но и в провинции.

Создание воспитательных домов

Большая роль в создании детских приютов принадлежала В.Ф. Одоевскому. В 1830-х годах он вел агитацию за организацию детских приютов. В 1837 г. он возглавил «Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал «Положение о детских приютах». По его словам, «приют не только убежище для детей, обязательным должно быть их воспитание». Однако, как свидетельствуют архивные документы, например, в детском приюте, подведомственном Симбирскому общественному приказу, из поступающих ежегодно 80–90 детей «умирает на том же году почти то же количество, так что детей этих, то принимают в приют, то хоронят...» [2]. Выявленные недостатки в работе детских приютов и воспитательных домов губернских попечительств вынудили правительство приостановить их деятельность. Поэтому воспитательные дома вновь были сконцентрированы в столичных городах. Общественные приказы принимали меры по организации призрения малолетних детей, особенно грудного возраста, через их патронаж в семьи за определенное ежемесячное материальное вознаграждение. По достижении воспитанниками восьмилетнего возраста воспитатели должны были представить их в Приказ для обучения грамоте и ремеслам.

Чувашия в XVIII веке

Для Чувашии XVIII век знаменателен активизацией деятельности по распространению христианства среди инородческого населения, в том числе и чувашского народа. Миссионерская деятельность охватывала своим влиянием все возрастные группы, включая и детей дошкольного возраста, особенно детей-сирот, детей беднейших слоев населения. Для данной категории детей предполагалось открытие приютов при действующих на территории Чувашии монастырях.

Призрение сирот в приемных семьях

При анализе архивных материалов XVIII – первой половины XIX века, сведений, подтверждающих наличие сети учреждений призрения в Чувашии, не обнаружено. Имеется достаточно оснований утверждать, что сиротские дома и кельи в Чувашии не были распространены. Типичным для Чувашии было призрение сирот в приемных семьях. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в чувашском народе, где была высока детская смертность, рождение ребенка рассматривалось как дар свыше. Осуждая внебрачные связи как безнравственные, чуваши приветствовали появление ребенка, рожденного даже вне брака. Следовательно, не было «подкидышей» и учреждений для них. Во-вторых, были как экономические (дополнительные рабочие руки, земельный надел), так и культурно-религиозные (связь поколений, «задабривание» богов в бездетных семьях и др.) причины, которые побуждали брать сирот на воспитание. В-третьих, чувашский народ эмпирическим путем пришел к выводу, что самая приемлемая для воспитания ребенка среда – это семья. Только в условиях семьи можно развить личность, обладающую всем необходимым комплексом нравственных, физических трудовых качеств и привычек.

Состояние призрения сирот во второй половине XIX века

Перемены в организации учреждений общественного воспитания и призрении детей-сирот, происходящие в целом по России во второй половине XIX века, мало отражались на ситуации в Чувашии. В России эти перемены были связаны с развитием капиталистических отношений, что внесло большие изменения в социально-экономическое положение женщин, все больше вовлекаемых в наемный труд. Кроме того, тяжелые условия жизни рабочих, теснота жилищ, инфекционные заболевания, особенно в летнее время, отсутствие врачебной помощи населению, детских больниц – все это вызвало высокую детскую смертность. В Чувашии же новые производственные отношения развивались относительно других регионов России медленно. Она по-прежнему во многом сохраняла патриархальный, аграрный характер. Впрочем, ухудшение положения населения наблюдалось и в Чувашии, что было связано с неурожайными годами. Это привело к обнищанию большей части крестьянства, и как следствие, к ухудшению жизни и здоровья детей. Государство и общество предпринимало меры, чтобы облегчить жизнь детей, снизить заболеваемость и детскую смертность. В России в этот период шел активный поиск форм организации учреждений, которые помогли бы решить социальные проблемы детей. Наряду с действующими государственно-благотворительными учреждениями стали открываться различные детские колонии, приюты, ясли-приюты, детские сады. При этом правительство не поддерживало частную инициативу по открытию детских садов и ограничивалось организацией детских приютов для самой обездоленной категории детей-сирот, полусирот и детей беднейшего населения. Детские приюты предназначались «для призрения на постоянном и полном содержании детей обоего пола: круглых сирот, полусирот и таких, родители коих не имеют средств для их воспитания и обучения» [3]. В Чувашии, по данным отчетов начальников Ядринской, Чебоксарской, Цивильской и других земских управ, в 1889 г. в чувашских уездах «учреждений сословных, общественных и благотворительных для призрения бесприютных детей и подкидышей» не было. Начальниками земских управ чувашских уездов обращалось внимание на то, что в селах не было случаев отправки детей в воспитательные дома.

Приюты при монастырях

С середины XIX века в связи с распространением указа Казанской Духовной Консистории, в котором говорилось, что «при учреждении новых монастырей предлагаемо было его учредителям устроять при них благотворительные или воспитательные учреждения», активизировалась деятельность монастырских приютов. Во второй половине XIX века они по-прежнему оставались наиболее распространенной формой благотворительной деятельности православной церкви. В тех губерниях, как отмечается в письме хозяйственного департамента Министерства внутренних дел (1867 г.), «в коих не имеется ни воспитательных, ни сиротских домов, принимая доставляемых полицией подкидышей и оставшихся без родственников сирот, не распределяют детей этих, как предписано законом (ст. 545 Устава общественного призрения, т. ХШ Свода Законов) между благотворителями, но оставляют их при богоугодных заведениях» [4]. Дети содержались в приютах за счет казны монастыря. Количество призреваемых колебалось, в некоторые годы их не было совсем. Так, например в 1888 г. в Тихвинский женский монастырь г. Цивильска в Чувашии была принята на воспитание только одна девочка – крестьянская дочь Екатерина Григорьева Степанова, шести лет. Других воспитанников раннего детского возраста в записях монастырей, существующих на территории Чувашии, не было обнаружено.

Концентрация воспитательных учреждений в столицах

Вместе с тем правительство осознавало недостаточную приспособленность богоугодных заведений для воспитания малолетних детей. Поэтому МВД поручило общественным приказам не оставлять детей в богоугодных заведениях, а отправлять их в воспитательные дома. Однако концентрация воспитательных учреждений для детей-сирот в столичных городах привела к негативным последствиям, так как младенцы доставлялись из некоторых губерний целыми партиями совершенно истощенными и быстро умирали, и такая доставка получила характер преступного промысла.

Роль Ведомства учреждений императрицы Марии в призрении сирот

В начале 1888 г. статс-секретарь Дурново, анализируя состояние призрения малолетних детей, отмечает, что «было время, когда приказы общественного призрения как местные правительственные органы благотворительности, проявляли старание помочь делу учреждения приемных покоев для приносимых младенцев, но деятельность этих учреждений никогда не получала правильной организации и наконец законом (ст. 542, 543 и 544 Устава общественного призрения) вовсе запрещено было открытие в губерниях воспитательных домов, по «дознанным», как сказано, крайним неудобствам, сопряженным с существованием оных» [5]. С 1891 г. стали открываться сельскохозяйственные приюты, в которых, наряду с религиозным воспитанием, приучали детей к огородничеству, садоводству, ремеслам и др.

А в 1898 г. по ходатайству Ведомства императрицы Марии Федоровны был отменен закон 1828 г., запрещающий открывать воспитательные дома в провинции. Эти обстоятельства способствовали уменьшению притока детей-подкидышей в столичные воспитательные дома, повысили инициативу местных благотворительных городских и земских организаций по призрению детей.

Открытие детских приютов в Чувашии

В последнее десятилетие XIX века стали открываться детские приюты в уездных городах и селах Чувашии. Это объяснялось тем, что в крестьянской жизни стали наблюдаться факты трудного и даже безотрадного положения сирот, владеющих ничтожным имуществом и не пользующихся призрением со стороны родственников. Такие сироты решением схода обычно определялись на воспитание или для работы в малозажиточные одиночные семьи.

Большая часть детских приютов Чувашии входила в Ведомство учреждений императрицы Марии, остальные находились в ведении духовного ведомства или Министерства внутренних дел. Содержались они на средства, ассигнуемые волостными сходами и сельскими обществами, благотворительными организациями и зем-ской управой. Первый приют был открыт в 1884 г. в г. Алатыре.

Приучение к труду малолетних сирот

Новый этап в развитии учреждений для детей в Чувашии связан с деятельностью Попечительства о домах трудолюбия и работных домах Ведомства учреждений императрицы Марии и открытием в 90-х годах XIX века Ольгинских детских приютов трудолюбия. В 1891 г. подобный приют был открыт в г. Ядрине, в 1896 г. – в с. Шихазаны Цивильского уезда, в 1900 г. – в городах Цивильск и Чебоксары. Основная цель этих учреждений, исходя из названия, – приучение к труду. Например, Шихазанский приют открыт «с целью воспитания сирот крестьян и сообщения им первоначальных знаний по сельскому хозяйству...» [6]. Цель этих учреждений обусловливала их организационные основы и характер воспитательно-образовательной работы. В детские приюты трудолюбия обычно принимались дети не моложе шести лет, которые могли обслуживать себя и выполнять трудовые обязанности. Прием детей осуществлялся по прошению родителей, по указанию частных лиц, благотворительных или сельских обществ и др.

С обнищанием крестьянства увеличивается число приютов

Обнищание крестьянства в конце XIX – начале XX века, военные трудности в России привели к росту бесприютных и безнадзорных детей, что сказалось и на Чувашии. Это побудило общественные благотворительные организации и земства дополнительно открыть несколько приютов для детей-сирот и детей обедневших родителей и поддержать работу уже действовавших. На территории Чувашии в этот период, наряду с постоянно действующими у приютами Ведомства учреждений императрицы Марии в городах Чебоксары и Алатырь, приютом Общества попечения о деревенских детях-сиротах в дер. Ново-Родионовая Богородской волости, Ольгин-скими детскими приютами трудолюбия в городах Цивильск и Ядрин, были организованы временные учреждения: при Алатырской богадельне и Тихвинском жен-ском монастыре города Цивильска. Всего же в Чувашии в 1916 г. действовало семь приютов1.

Воспитание в приюте: в скромности и простоте, в приручении к труду и вере

Дети в приютах содержались скромно и просто. Это подтверждают выдержки из «Очерка Ольгинского дет-ского приюта трудолюбия» (1902 г.): «Скромность в столе, в помещении и в одежде детей составляли основу воспитания... Они избавлены от нищенства, они сыты и не в рубище, спят не по углам, свернувшись на лохмотьях, а на нарах с подстилкой и одеялом. Все это просто. Припасы для стола свежие, но те, которые употребляют рабочие. Материалы, из которых шьется белье, не нежат тела детей, не нежит их постель...». Их приучали соразмерно возрасту и силам к крестьянскому труду, преимущественно огородничеству и садоводству, несложным видам ремесел и рукоделия. Например, в детском приюте трудолюбия г. Ядрин в 1909–1910 годах работала переплетная мастерская. Также, по возможности, дети вели всю домашнюю работу в приюте. Наряду с этим, большое внимание в приюте уделялось религиозно-нравственному воспитанию и физическому развитию призреваемых. Ребенку рано внушали религиозно-нравственную мораль и понятие о покорности и терпении, благодарности за приют. Этим целям во многом была подчинена вся воспитательная работа. Под руководством священника или кого-либо из учителей для детей устраивались религиозно-нравственные чтения и беседы. В воскресные и праздничные дни все свободные от работы дети посещали церковные богослужения.

Жизнь детей в приютах была подчинена строго-сти режима

Жизнь детей в приютах строилась в соответствии со строгим режимом и порядком. После сбора детей проводилась утренняя молитва. В то время, когда старшие были на занятиях в школе или работали в мастерских, дети дошкольного возраста играли в мячи, кубики, куклы. Им рассказывали разные истории, соответствующие их возрасту, сообщали элементарные знания об окружающем мире. Основным содержанием занятий-бесед с детьми были рассказы о жизни животных, птиц, сельскохозяйственных и дикорастущих цветах и травах, об их значении, употреблении и пользе. Сверх этого дети обучались хоровому пению духовных и нравственных песен.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание в приютах организовывалось без учета возрастных особенности детей. Их учили различным видам ремесел, ручного и хозяйственно-бытового труда: кроить, шить, вышивать, пилить, строгать, дежурить по кухне, убирать помещение, участвовать в приготовлении пищи и др. В летний период дети осваивали сельскохозяйственный труд по уходу за садом, огородом, обработке земельного участка. Детей приучали к опрятности, порядку, чистоте.

Воспитание согласно взглядам на сиротство

Несмотря на ограниченные воспитательные возможности детские приюты трудолюбия, как и монастырские приюты, решали жизненно-важные проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности.

В дореволюционной Чувашии проблема призрения детей-сирот решалась через организацию приютов различными полугосударственными и благотворительными обществами. Наряду с решением важной социальной задачи данные учреждения осуществляли воспитание детей в контексте распространенных в то время взглядов на сиротство.


1 О состоянии общественного презрения в целом по России см. в докладе М.А. Ошанина на Съезде созванного Министерством внутренних дел в Петрограде в 1914 г. «О призрении детей»: Развитие личности. 2003. №3. С. 232–239; №4. С. 227–229. (Прим. ред.))


  1. РГИА. Ф. 759. Оп. 4. Д. 1646. Л. 74.
  2. РГИА. Ф. 1287. Оп. 17. Д. 353. Л. 5.
  3. Ведомство учреждений императрицы Марии. СПб., 1906. С. 47.
  4. РГИА. Ф. 1287. Оп. 18. Д. 826. Л. 7.
  5. НАРТ. Ф. l.On. З.Д. 7393. Л. 9.
  6. РГИА. Ф. 396. Оп. 9. Д. 216. Л. 12.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности