Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2004 / Молодежь в социальном пространстве Национал-большевистской партии

Политическая психология

Стр. «108—117»

Илья Вергазов

Молодежь в социальном пространстве Национал-большевистской партии

В последние годы в нашей стране возникло большое количество партий и движений, представляющих различные части политического спектра. Понимая важность работы с подрастающим поколением, лидеры многих из них стремятся привлечь в свои ряды молодых членов, создают молодежные отделения.

Советский Союз: обязательность членства в пионерской и комсомоль-ской организациях

Советское государство осуществляло процесс воспитания подростков и юношества через пионерскую и комсомольскую организации. Пройти школу пионерии и комсомолии должен был каждый советский человек. Воспитание молодежи в духе коммунистических идеалов было делом государственной важности и составляло предмет особой заботы партии.

Современная Россия: свобода вступления в общественно-политические объединения

В современной России обществу не навязывается готовый «образец» личности, которую необходимо воспитать. Юноши и девушки имеют возможность самостоятельно решать, вступать им или нет в какое-либо из многочисленных общественно-политических объединений, – это стало вопросом личного выбора каждого молодого человека. В Конституции РФ сказано: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие»1.

Аполитичность большинства российской молодежи

На сегодняшний день приходится констатировать, что российская молодежь в большинстве своем аполитична. Молодые люди не стремятся пополнить ряды политических организаций. Например, в Москве наиболее крупным партиям удалось привлечь в свои ряды лишь около 4–4,5 тысяч юношей и девушек [1]. По информации Центральной избирательной комиссии, в выборах федерального масштаба участвуют только 15–25% молодых россиян [2]. О низком уровне политической активности молодежи свидетельствуют и результаты социологических опросов. Так, по данным исследования, проведенного ВЦИОМ, лишь 17% молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет «совершенно точно» пошли бы голосовать, если бы в ближайшее время состоялись выборы в Государственную Думу. 58% опрошенных на вопрос: «Насколько вас интересует политика?» ответили: «Не интересует вообще» [3].

Среди множества политических организаций, возникших в современной России, есть такие, которые находятся в жесткой оппозиции к действующей власти. Э. Лимонов пишет, что «к 1993 году… уже были в наличии определенные политические силы, представленные и символизированные теми или иными индивидуумами» [4].

Национал-большевистская партия (НБП) была создана в 1994 г. Ее Председателем (Вождем) является Э. Лимонов (Савенко). Подавляющее большинство членов партии – юноши и девушки в возрасте от 17 до 21 года.

Идеология НБП: любовь к России и ненависть к ее врагам

«Сущность национал-большевизма – во всепоглощающей любви к России и испепеляющей ненависти к ее врагам», – отмечается в программе партии [5].

Э. Лимонов характеризует идеологию НБП как «красный национализм» [6]. Таким образом, идейную основу партии составляют социалистические и националистические воззрения. Принадлежность к русскому народу, по мнению национал-большевиков, определяется не происхождением и не вероисповеданием. С их точки зрения, русским является «тот, кто считает историю России своей историей, русский язык и русскую культуру – своими, пролил или готов пролить свою и чужую кровь во имя России и никакой другой Родины не мыслит…» [7].

Взгляды, сформировавшие идеологию НБП, изложены в книгах и статьях Э. Лимонова. В них лидер партии представляет определенную систему антизападных, антикапиталистических, националистических, героических верований. Свой вклад в разработку идеологии НБП внесли два других «отца-основателя» партии: философ А. Дугин и рок-музыкант Е. Летов [8].

«Наша идеология, – пишут национал-большевики, – это ярость Че (Че Гевары. – И.В.) и «красных бригад», острая мудрость Ленина, элегантное безумие Муссолини, скупая мужественность СС, выразительная страсть чекистов, трубка и сапоги Сталина, пенсне товарища Берия, мистицизм барона Унгерна2 … Мы первые и единственные поняли, что всех этих людей объединяет борьба против зверя, – «системы» [10].

Цель НБП: «разрушение старого мира до основания»

Партия выступает за революционное преобразование страны. «Человек восстания, национал-большевик видит свою миссию в разрушении старого мира до основания». Лимоновцы добиваются создания «Другой России» – «принципиально нового общества», свободного от «власти капитала, чиновников и этнокриминальных группировок». В нем будет «воспитан новый человек» [11].

Национал-большевики намерены создать «новую нацию» – общину, которая будет построена на принципах храбрости и верности ее делу. Для этого, полагает Э. Лимонов, необходимы отбор людей и рождение большого количества детей «от новых людей» [12].

Задачи НБП: превращение человека в «Великого Зверя», в «скифскую бестию»

НБП ставит перед собой три основные задачи:

  1. Смена правящего класса, отстранение от власти действующих чиновников всех уровней.
  2. Полный передел (национализация) собственности в интересах большинства населения.
  3. Изменение границ России путем организации «восстаний на тех территориях, которые нам нравятся и которые жизненно необходимы национал-большевистской империи». Речь идет «о лучших, цветущих землях», «отданных» южным государствам СНГ [13].

Помимо названных, лимоновцы ставят перед собой гораздо более масштабные задачи, выходящие за рамки собственно политических. «НБП стремится к освобождению и реализации… репрессированных цивилизацией здоровых человеческих инстинктов. Делай то, что ты желаешь – таков Закон! …Наша цель – превращение человека из понурой скотины, из употребляемого потребителя в Великого Зверя во всей его красе, могуществе и невинности. В скифскую бестию. Наша Партия объявила войну цивилизованному извращению человеческого Естества» [14].

Обязанность члена НБП: «Ты отказываешься от своего идивидуализма»

Приведем цитаты из «Памятки вступившему в НБП»: «…Вступив в партию, ты отказываешься от своего индивидуализма. Ты обязан верить партии. Идеология НБП – твоя религия. Ты обязан подчиняться всем решениям партии. Ты не имеешь права быть несогласным с решениями партии.

Наитягчайшие преступления – предательство партии и раскол партии. Фракционизм в партии запрещен.

НБП нужны люди, которые пойдут до конца, и не будут прыгать, как крысы с корабля, каждый раз, когда им покажется, что корабль тонет… Нам нужны профессиональные революционеры.

<…> Ты обязан забыть эмоции и предрассудки той группы населения, к которой… принадлежал до вступления в НБП… НБП никогда не будет угождать отсталым, тупым представителям… той или иной тусовки» [15].

НБП имеет эмблему, девиз, официальное приветствие, клятву и партийные праздники.

Эмблема: перекрещенные черные серп и молот. Девиз НБП: «Да, Смерть!»

Официальное приветствие национал-большевиков – вытянутая вперед и поднятая вверх правая рука со сжатым кулаком. При этом произносится девиз.

На ответственных массовых мероприятиях лимоновцы произносят следующую клятву: «Я, воин НБП, в этот час Единения Партии вместе со своими братьями, где бы они сейчас ни находились. Пусть кровь моя вольется в кровь Единой Партии. Да, Смерть!».

Партийные праздники

Партийными праздниками национал-большевиков являются день рождения НБП и День Русской Нации. День рождения партии – 28 ноября – отмечается с 2001 г.

Другой партийный праздник, День Русской Нации, проходит ежегодно с 5 апреля 1995 г. в десятках городов России, а также в тех государствах ближнего зарубежья, где есть отделения НБП.

Структура и руководящие органы НБП

Партия состоит из отделений, которые действуют в большинстве российских регионов, а также на территории Беларуси, Украины, Швеции и других государств. Московское отделение НБП подразделяется на звенья. В региональных отделениях это деление отсутствует.

Во главе регионального отделения партии стоит гауляйтер (комиссар, секретарь), который работает совместно с Исполкомом. В состав последнего входят наиболее активные члены партии.

Высшим руководящим органом партии является ее съезд [16]. Руководство партией в период между съездами осуществляет ее Политсовет [17].

Численность НБП

Общая численность национал-большевиков составляет примерно 12 тысяч человек. В московском отделении партии состоит свыше 1000 человек3.

«Тактика точечных ударов» по «моральным целям»

Наряду с традиционными методами политической борьбы (пикетами, шествиями, митингами, пресс-конференциями, расклейкой листовок и т.д.) НБП активно использует «тактику точечных ударов», называемую также «бархатным терроризмом». Ее суть состоит в поражении тщательно выбранных «моральных целей». В качестве таковых обычно выступают консульства государств, которые, по мнению национал-большевиков, являются враждебными России. К их числу они относят США, Великобританию, Латвию, Эстонию. Лимоновцы неоднократно разрисовывали своими лозунгами или обливали чернилами здания представительств этих стран.

«Моральные цели»

«Моральными целями» национал-большевиков также становятся высокопоставленные персоны, чью деятельность партия считает противоречащей интересам России и русского народа. Лимоновцы прилюдно, в присутствии представителей СМИ закидывают «объект» яйцами, помидорами, листовками, обливают водой, майонезом или бьют цветами по лицу. Жертвами таких «атак» стали принц Чарльз Уэлльсский, Н. Михалков, М. Горбачев, Б. Немцов, В. Жириновский, Г. Зюганов, А. Чубайс, М. Касьянов, Б. Грызлов и другие известные лица.

При помощи подобных акций национал-большевики стремятся не только привлечь внимание к партии, но и пытаются разрушить в общественном сознании представление о чиновнике как о «всемогущем небожителе», подорвать уверенность народа в «неколебимости феодально-чиновничьих порядков». Выставляя «зарвавшихся бояр» в смешном виде, лимоновцы хотят постепенно уничтожить страх людей перед ними, дают «жертвам произвола» возможность трезво оценить политическую ситуацию и мобилизовать силы на борьбу [18].

Типичные акции НБП

Остановимся на нескольких акциях, которые принесли НБП наибольший пропагандистский эффект. Назовем наиболее известные акции.

1 – Севастопольская акция

В августе 1999 г. 15 национал-большевиков вывесили на башне севастопольского клуба моряков лозунг «Севастополь – русский город!» и партийные флаги. Они сбрасывали листовки, озаглавленные: «Кучма – подавишься Севастополем!». Участники акции были арестованы украинскими властями, в результате чего провели в местах лишения свободы шесть месяцев.

2 – Рижская акция

17 ноября 2000 г. три члена партии – С. Соловей, М. Журкин и Д. Гафаров блокировали башню собора Святого Петра в Риге. Они потребовали освободить национал-большевиков, арестованных латвийскими властями, выпустить из тюрем всех красных партизан и чекистов, прекратить уголовные дела против них. Участники акции настаивали на возвращении избирательных прав русским, проживающим на территории Латвии, а также призвали ее руководство отказаться от вступления в НАТО. С. Соловей, М. Журкин и Д. Гафаров были приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

3 – Акция «Москва – Калининград»

14 сентября 2003 г. 16 активистов партии забаррикадировались и приковали себя наручниками в одном из вагонов поезда «Москва – Калининград». Они потребовали от литовских властей отмены визового режима для россиян при проезде через территорию республики. Лимоновцы демонстративно порвали литовские визы и распространили обращение к гражданам России. Участники акции были арестованы (по количеству заключенных НБП опережает все остальные политические организации страны) .

Газета «Лимонка» – главный печатный орган НБП

Главным печатным органом НБП является газета «Лимонка» (ныне – «Генеральная линия»). По признанию лидера национал-большевиков, она стала «нашей программой, нашим учебником политики, нашим сборником легенд, нашим уставом партийной службы» [19]. «Лимонка» сыграла важную роль в распространении национал-большевистских взглядов и создании региональных отделений партии [20]. Поэтому днем рождения НБП Э.Лимонов объявил день выхода первого номера газеты [21].

В июле 2002 г. «Лимонка» была закрыта. Суд усмотрел в ее материалах призывы к войне, захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, а также разжиганию социальной розни.

Листовки НБП

НБП издает листовки следующего содержания: «Fuck off America!», «Пусть будет бунт!», «Стальной рукой задушим «систему!» и т.п.

Лозунги НБП

Среди лозунгов национал-большевиков – «Россия – все, остальное – ничто!», «Нация и Свобода», «Все заслуги перед Партией аннулируются в полночь!», «Наше имя – Эдуард Лимонов!», «Хороший чиновник – мертвый чиновник!», «Хочешь тепла – проводи мэра на кладбище!», «Плохому мэру – высшую меру!», «Путину – клизму, смерть – капитализму!» и др.

Партия имеет сайт в сети «Интернет» [22]. Кроме того, лимоновцы ведут активную «войну граффити».

Портрет «типичного нацбола»

Э. Лимонов рисует портрет «типичного нацбола»: «Ты молод. Тебе противно жить в России попов, денежных мешков и гэбэшников. Ты испытываешь чувство протеста, твои герои Че, или Муссолини, или Ленин, или Баадер4, или даже Тимоти Мак Вэй5 (как он отомстил «системе!»)…» [23].

<…> …В партию пришли серьезные, молчаливые, странные дети из неблагополучных семей, с отвращением к своим семьям, ищущие в партии воплощение своих лучших порывов», – отмечает лидер НБП [24].

«Мы бледные дети тесных квартир, пыльных школ, непроветриваемых помещений, стационаров…», – пишет один из нацболов. – Войнушка в «ящике», рев экзотических хищников, сливающийся с бульканьем пельменей на плите, полуфабрикаты быстрого приготовления, мягкие подушки с родной вонью… Нас затягивает, обволакивает эта дрянь. Нам нужны опасность, борьба, скорость, закалка, испытания, работа» [25].

НБП нужны маргиналы

Э. Лимонов пишет, что НБП нужны маргиналы, т.е. «социально неудовлетворенные личности, те, кто претендует на более высокое место в обществе…» [26]. Он понимает под маргиналами «тех, кто не встраивается в традиционное русское общество власти, ментов, криминалов и работяг, существует вне его или на его границе…» [27].

Термин «маргинал» обозначает человека, который находится на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывает влияние их норм и ценностей, противоречащих друг другу [28]. Обычно это понятие имеет негативную окраску и употребляется по отношению к представителям социального «дна»: бомжам, тунеядцам, алкоголикам, наркоманам, т.е. к «жертвам неблагоприятных условий социализации» [29].

Члены НБП: маргиналы и «неприсоединившиеся к большинству»

В политические объединения (особенно радикального толка) нередко приходят личности маргинального склада: люди асоциальной либо антисоциальной направленности, люмпены. Они не желают учиться, работать, демонстрируют свое презрение к большинству, к «обывателям» и их образу жизни. Такие люди склонны обвинять в своей социальной неустроенности «плохой» политический режим, который необходимо сменить на иной, «справедливый». Они лелеют надежду на то, что грядущая революция изменит их положение.

Однако было бы ошибочным полагать, что в радикальных организациях состоят исключительно маргиналы. Среди членов НБП, Авангарда Красной Молодежи и других объединений подобного типа есть активные, интеллектуальные молодые люди, которые могут найти свое место в рыночных условиях, но не желают делать этого по принципиальным соображениям. Подтверждением сказанного служат слова директора Центра политических исследований С. Маркова. Он отмечает, что в НБП приходят и неплохо образованные люди, студенты [32]. Один из активистов партии, студент мехмата МГУ, пишет о себе и своих старых знакомых, пришедших в партию, следующее: «У нас просто не было другого выхода (кроме вступления в НБП. – И.В.). НБ-«паутина» работает вовсю, для нас нет места в этом обществе. Не надо думать, что мы не можем устроиться – можем… но не хотим, не это для нас жизнь. Мы хотим многое изменить. А Партия дает нам эту возможность, вне Партии мы обречены» [33].

На сегодняшний день НБП является малочисленной организацией и не имеет реальных шансов придти к власти в обозримом будущем. Однако нельзя исключать вероятность того, что в дальнейшем данная ситуация может измениться. К этому может привести рост числа политически активных радикально настроенных молодых людей, которые по разным причинам не адаптировались к условиям жизни современного российского общества. Вполне возможно, что ряды партии Э. Лимонова пополнятся новыми членами.


1 Конституция РФ. Глава 1. Основы конституционного строя. Статья 13.

2 Унгерн фон Штернберг Роман Федорович (1885–1921) – военный деятель, участник Первой мировой войны. В 1920 г. во главе вооруженного отряда вторгся на территорию Монголии и стал ее фактическим диктатором. Параноически веривший в свою избранность, Унгерн фон Штернберг мечтал о воссоздании державы Чингисхана, которая бы противостояла западной цивилизации. Отличался патологической жестокостью и приобрел известность не как полководец, а как каратель, палач и неврастеник [9].

3 Данные о численности НБП, полученные нами в ходе бесед с ее лидерами, приведены по состоянию на декабрь 2003 г. Московское отделение партии насчитывает несколько десятков активистов.

4 Андреас Баадер – один из лидеров РАФ («Фракции Красной Армии») – самой известной и наиболее активной леворадикальной террористической группировки, действовавшей в Западной Германии в конце 1960-х – начале 1990-х гг.

5 Американский террорист. В 1995 г. взорвал административное здание в городе Оклахома-сити. В результате теракта погибли 168 человек. Был казнен.

6 Проведенное нами исследование особенностей самосознания членов московского отделения НБП и Авангарда Красной Молодежи показало, что подобное отношение к «обывателям» свойственно многим из них. Как отмечает К.Г. Мяло, презрение к массам, в том числе к «заевшимся» рабочим, было присуще и западноевропейским левым радикалам прошлого [30].

7 Мысль о революционном предназначении маргиналов высказывалась и подробно развивалась в работах Г. Маркузе и М. Фуко. Тезис о «революционном потенциале» маргинальных элементов стал общим догматом политической философии западноевропейских левых радикалов 1960–1970-х гг. [31].


  1. Иваницкая Н. Подальше от баррикад // Известия. 2003. 30 июля.
  2. Рыклина В. Достойная смена // Политбюро. 2003. № 40. С. 82.
  3. Иваницкая Н. Подальше от баррикад // Известия. 2003. 30 июля.
  4. Лимонов Э. Моя политическая биография: Документальный роман. СПб., 2002. С. 40.
  5. Программа Национал-большевистской партии // Лимонка. № 230 (Генеральная линия. № 26). Сентябрь 2003.
  6. Лимонов Э. Моя политическая биография: Документальный роман. СПб., 2002. С. 66.
  7. Программа Национал-большевистской партии // Лимонка. № 230 (Генеральная линия. № 26). Сентябрь 2003.
  8. Об идеологии // НБП-ИНФО №1: Закрытый информационный бюллетень НБП / Материалы с интернет-сайта НБП: http://www.nbp-info.ru/books/nbp_info1_2.htm.
  9. Материалы А.П. Шикмана заимствованы с интернет-сайта: http://www.hronos.km.ru/biograf/ungern.html.
  10. Об идеологии // НБП-ИНФО №1: Закрытый информационный бюллетень НБП / Материалы с интернет-сайта НБП: http://www.nbp-info.ru/books/nbp_info1_2.htm.
  11. Программа Национал-большевистской партии // Лимонка. № 230 (Генеральная линия. № 26). Сентябрь 2003.
  12. Лимонов Э. Другая Россия. М., 2003. С. 8.
  13. Какую страну мы хотим // НБП-ИНФО №3: Закрытый информационный бюллетень НБП / Материалы с интернет-сайта НБП: http://www.nbp-info.ru/books/nbp_info3_2.htm.
  14. Катков В. Великий Зверь, или «смертию смерть поправ» // Лимонка. № 231 (Генеральная линия. № 27). Сентябрь 2003.
  15. Памятка вступившему в НБП // НБП-ИНФО № 3: Закрытый информационный бюллетень НБП / Материалы с интернет-сайта НБП: http://www.nbp-info.ru/books/nbp_info3_6.htm
  16. Устав политической партии «Национал-большевистская партия». М., 2003. С. 3.
  17. Там же. С. 4.
  18. Тов. Фауст. НБП: вопросы и ответы // Лимонка. № 227 (Генеральная линия. № 23). Август 2003.
  19. Лимонов Э. Моя политическая биография: Документальный роман. СПб., 2002. С. 82.
  20. Там же. С. 89–92.
  21. Там же. С. 82.
  22. http://www.nbp-info.ru
  23. Лимонов Э. Моя политическая биография: Документальный роман. СПб., 2002. С. 240.
  24. Там же. С. 241.
  25. N. ЧерноБыль. Поколение НБ // Лимонка. № 231 (Генеральная линия. № 27). Сентябрь 2003.
  26. Лимонов Э. Моя политическая биография: Документальный роман. СПб., 2002. С. 118.
  27. Там же.
  28. Маргинал (маргинальный человек) // Социологический энциклопедический словарь / Ред.- координатор акад. РАН Г. В. Осипов. М., 1998. С. 168.
  29. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. С. 173.
  30. Мяло К. Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950–1970-х годов. М., 1985. С. 222.
  31. Там же. С. 218.
  32. Материалы с интернет-сайта: http://www.kreml.org/calendar/docs/21779551
  33. Тов. Слон (А. Филиппов). «…Партия дает нам эту возможность…» // Лимонка. № 225 (Генеральная линия. № 21). Июль 2003.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности