Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2005 / Юбилейная конференция , посвященная 120-летию московского психологического общества (Москва, 4–6 февраля 2005): секция «Развитие личности»

Информация

Стр. «243—248»

Юбилейная конференция , посвященная 120-летию московского психологического общества (Москва, 4–6 февраля 2005): секция «Развитие личности»

Московское психологическое общество было основано при Императорском Московском университете 24 января 1885 года. Его создание было вызвано потребностью в развитии и распространении психологических знаний и направлено на объединение всех научных сил, работающих в области психологии и в смежных с ней областях, а также философии. Общество было учреждено по инициативе профессора университета, заведующего кафедрой философии историко-филологического факультета М.М. Троицкого. Председателями Общества в разные годы были известные ученые: М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, И.А. Ильин, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, И.И. Ильясов.

Общество всегда было и остается объединением передовых научных сил специалистов, работающих в психологии и смежных с ней научных и прикладных областях: философии, социологии, филологии, педагогики и др. На протяжении своей истории Московское психологическое общество оказывало существенное влияние на распространение психологических знаний, постоянно привлекая внимание научно-педагогической общественности к ключевым проблемам психологии.

В последние годы роль психологического знания в жизни нашей страны постоянно возрастает. Оказание психологической помощи людям разных возрастов и социальных слоев становится необходимым как в условиях повседневности, так и в экстремальных ситуациях. Члены МПО неизменно откликаются на потребности времени и оказывают профессиональную помощь и содействие в решении важных психологических, социальных и педагогических проблем.

Московское психологическое общество регулярно проводит международные, всероссийские и региональные конференции, содействуя установлению продуктивных контактов между специалистами, работающими в различных академических и образовательных учреждениях, в сферах науки и практики, укрепляя их профессиональные связи. Деятельность Общества особо значима для вхождения студентов, аспирантов, молодых ученых в профессиональное сообщество, приобщения их к психологии как науке и практике.

Московское психологическое общество выступает опорным региональным отделением Российского психологического общества. В рамках Московского отделения РПО на сегодняшний день активно работают 25 научных секций.

В рамках празднования 120-летия Московского психологического общества 4–6 февраля 2005 года прошла Юбилейная конференция, организаторами которой выступили Московское региональное отделение РПО, Российское психологическое общество, Психологический институт РАО, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Первый день работы конференции прошел в Челпановской аудитории Психологического института РАО – месте, с которым многое связано в истории Московского психологического общества. На пленарном заседании прозвучали доклады председателя МПО Д.Б. Богоявленской «Московское психологическое общество конца XIX – начала XX века»*, в котором были проанализированы три основных периода в развитии МПО; директора Психологического института РАО и ректора МГППУ В.В. Рубцова «Интеграция науки, образования и практики как восстановление традиции Московского психологического общества», где основной акцент сделан на формы и направления содержательного сотрудничества ПИ РАО и МГППУ в условиях современного развития теоретической и практической психологии; профессора факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.Н. Ждан «Роль Московского психологического общества в развитии психологии в Московском университете»**, в котором был дан содержательный анализ деятельности МПО в первый период своего развития (1885–1922), когда закладывались научные и духовные основания развития отечественной психологии.

Во второй половине дня была проведена открытая дискуссия, объединившая два круглых стола по темам «Развитие психологии в естественнонаучной парадигме» и «Развитие психологии в гуманитарной парадигме», которые изначально планировалось проводить по отдельности. В дискуссии приняли участие представители разных направлений исследования в психологии (Б.С. Братусь, С.Н. Ениколопов, С.Б. Малых, Т.Д. Марцинковская, Н.И. Чуприкова, Б.Д. Эльконин, А.В. Юревич и многие другие). Основным лейтмотивом обсуждения стал вопрос о неконструктивности разведения двух обозначенных парадигм для дальнейшего развития психологии. Обсуждалась проблема парадигмальности в психологии; соотношение различных направлений исследования во взаимосвязи с разработанностью теории и потребности практики; проблематика влияния психологии на общество и общества на психологию; а также ряд других вопросов, касающихся исторических оснований, современного состояния и перспектив развития психологии в нашей стране.

5 февраля в течение дня в помещении МГППУ проходила работа по секциям: «Развитие личности», «Психология творчества и общения», «Психология общения», «Психология массовых коммуникаций», «Перинатальная психология», «Дифференциальная психология», «Психофизиология», «Психология саморегуляции », «Структурно-диалектическая психология развития », «История психологии», «Психология и педагогика чтения», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Психология семьи», «Психология агрессии», «Психология посттравматического стресса», «Клиническая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Экологическая психология», «Психологическая антропология», «Психология труда и эргономики», «Организационная психология», «Практическая психология органов внутренних дел», «Военная психология».

В нашем журнале мы представим информацию о работе секции «Развитие личности». В заседании секции приняли участие более 50 человек – представители МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, РГУ, ПИ РАО, Уральского ГПУ, Орловского ГУ, Педагогического института Коломны, Иркутского ГПУ, Славянского университета (Кишинев) и других учреждений. Вела заседание академик РАО, д. психол.н., проф., зав. кафедрой психологии развития МПГУ В.С. Мухина.

В докладе А.А. Хвостова (к. психол.н., ПИ РАО) «Моральное сознание личности (в науке ХХ века)» был представлен сопоставительный анализ развития понимания морали в истории зарубежной и отечест- венной психологии ХХ века. Особое внимание уделялось специфике понимания морали и нравственности в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной психологии в рамках деятельностного подхода. Также обсуждалось понимание морали в контексте социологических и кросс-культурных исследований. Вопросы и дискуссия по докладу концентрировались в первую очередь вокруг проблемы соотношения морали и нравственности.

В выступлении А.М. Лобка (д. психол.н., газета «Первое сентября») «Личность как выбор» сделана попытка раскрыть драматичность ситуации развития личности в культуре, где бытие личности понимается через проблему выбора. Мир предстает человеку как неисчерпаемый спектр возможностей, среди которых он должен постоянно совершать выбор. Личностное бытие человека в этом контексте представляется как момент растерянности при выборе; вариативное основание выбора. Особый момент в жизни человека, когда он выходит в пределы своего личностного бытия, происходит, когда «Я», а не «Мы», выступает основанием выбора. При этом «Я-бытие» возникает только в рефлексивном обнаружении через выявление (разграничивание) «Я» и «не-Я».

В выступлении А.С. Арсеньева (д. психол.н., проф. МГППУ) «Философские основания понимания личности» акцентировалось внимание на том, что само понятие «личность» подарено нам христианством – личность как ценность и пример для других. Докладчик вкратце дал свое понимание личности: «Личность – индивид, обладающий бесконечной внутренней свободой в своих решениях и поступках и одновременно такой же бесконечной нравственной ответственностью за результаты этих решений и поступков»***. Человек понимается как парадоксальное конечно-бесконечное существо. Процесс становления человека начинается с момента разделения «Я» и «Мира». Изначально в человечестве отношение с «Миром» было как с бесконечным «Ты». Уход от этого, понимание мира и личности только как определенной конечности, отчуждение от Божественного «Ты» – исторический процесс развития цивилизации. В докладе задавались опорные философские категории, значимые для понимания личности, такие как мораль, нравственность, совесть, свобода, «Я» и «Мир». Обсуждалось философское осмысление истории человечества как метаистории и современной ситуации как условий подавления личностного роста.

Ш.А. Амонашвили (академик РАО, д. психол.н., проф. МГПУ) свой доклад «Духовный аспект в понимании личности» начал с того, что психология как наука порой пытается измерить личность, но измерить можно только проявления личности, а личность – неизмерима. Важно понимание того, что у личности, как у Луны, есть не только видимая сторона, но и та, которая остается скрытой от наших глаз. И вот эта невидимая сторона личности, пожалуй, и является источником движущих сил развития личности. Ш.А. Амонашвили говорил о том, что человеку, который берет на себя ответственность за воспитание и развитие личности, значимо искать «другую сторону» личности – ту, которая не поддается измерению. Для этого необходимо сделать допущения: 1 – этот мир реально существует; 2 – душа – бессмертная сущность; 3 – моя земная жизнь – отрезок вечного пути. Отмечалось, что понимание личности невозможно вне веры. Важно верить в личность, верить в ее миссию в этом мире. Когда человек ищет свою миссию, то он на пути к личности. При обсуждении доклада были заданы вопросы о соотношении знания и веры в понимании личности, ее развития, ее воспитания.

В завершающем выступлении В.С. Мухиной (академик РАО, д. психол.н., проф., зав. каф. психологии развития МПГУ) «Феноменология развития и бытия личности: эскапизм личности в нормальных и экстремальных условиях» было представлено понимание процесса становления категории «личность» в современной психологии, сложности и неоднозначности проявлений личности в различных условиях, а также был подведен итог заседания секции – докладов и их обсуждений. В.С. Мухина отметила, что докладчики во многом поэтизировали в науке. Безусловно, что понятие «личность» в истоках имеет христианские корни, оно связано «лицом», «ликом». ХХ век дал нам много побуждений для того, чтобы мы задумались над проблемой «личность». Мы только начинаем путь к пониманию вопроса – что такое личность? В движении к истине в понимании личности участвуют отнюдь не только психологи, но и философы, художники, писатели и многие другие заинтересованные представители различных сфер жизнедеятельности. Мы наполняем его своими значениями и смыслами. На пути этого движения мы делаем знаменательные допущения (свобода, самостоятельность, выбор, рамки самоограничения и т.д.). Но проблема во многом остается на уровне декларируемых смыслов, а понимание действительности личности, ее феноменологии – еще открытый вопрос. В.С. Мухина отметила, что современный человек живет в обществе, стремящемся к одномерности, что ограничивает бытие личности. Процессы интеграции и глобализации унифицируют условия развития личности. В докладе были затронуты вопросы проявления феноменологии развития и бытия личности через эскапизм в норме и в экстремальных условиях. Бегство от общества, аутизм, уход от внешних и внутренних норм – порой становятся негативными формами эскапизма. Но эскапизм в норме оказывается необходимым для развития и бытия личности на определенных этапах онтогенеза, при особых обстоятельствах жизни. В докладе отмечалась сложность взращивания в себе личности – внутреннего субъективного пространства отношения к себе, другим, миру. При том, что личность остается довольно эфемерным образованием, легко исчезающим в экстремальных ситуациях. Говорилось о том, что личность исчезает, если ее рассматривать вне обстоятельств.

По итогам работы секции, участники обсуждения пришли к пониманию значимости обращения к философским, этическим и религиозным основам, расширяющим психологические исследования феноменологической сущности проблемы личности. Таким образом, участники заседания секции «Развитие личности » на юбилейной конференции вернулись к тем вопросам, с которых во многом и начиналась деятельность Московского психологического общества.

6 февраля в Зале славы Исторического музея в рамках празднования 250-летия МГУ им. М.В. Ломоносова прошла дискуссия «Психология в современном обществе», в которой приняли активное участие представители психологи, философии, социологии и других заинтересованных наук, среди которых А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, В.А. Лекторский, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Ждан, В.И. Слободчиков, Т.Ю. Базаров и др. В дискуссии обсуждались перспективы развития психологии в меняющихся социальных условиях нашей страны. Ключевым для обсуждения стал вопрос «Кризис психологии – это определенный исторический период или постоянный процесс?». Результатом дискуссии можно считать внутреннее продвижение ее участников в понимании современного состояния психологии как науки и как общественной действительности и возможных перспектив ее развития.

Алексей Обухов


* См. в этом номере журнала на с. 26–33: Богоявленская Д.Б. Московское психологическое общество конца XIX – начала ХX века.

** См. в этом номере журнала на с. 34–39: Донцов А.И., Ждан А.Н. Роль Московского психологического общества в развитии психологии в Московском университете.

*** См. подробнее в этом номере журнала на с. 43–57: Арсеньев А.С. О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности