Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2002 / Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений

Исследования развития и бытия личности

Стр. «117—135»

Валерия Мухина

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений1

 

Презентация метода

Настоящие методические рекомендации посвящены психологическому методу изучения фрустрационных реакций человека, возникающих в результате длительной (или острой) психологической напряженности, и апробированы в условиях стрессовых интервью и в практической консультационной работе психолога.

Теоретическое обоснование метода

Основные понятия

Фрустрация (от латинского frustration — обман, тщетное ожидание, расстройство) рассматривается как психологическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация часто сопровождается различными отрицательными переживаниями. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но и особенностями личности, ее самосознания.

Трактовки фрустрации

Здесь следует отметить, что С. Розенцвейг представляет более широкую трактовку фрустрации [1], которая вбирает в себя понятие стресса. Фрустрация, по его мнению, возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т.д.), автономном — защита в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания), и в кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

Однако реально методика С. Розенцвейга ограничивается изучением реализации фрустрации только на уровне психического отражения. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания также ограничивается исследованием психологического аспекта феномена.

С другой стороны, общего между представленными методиками при всем их видимом теоретическом и методическом сходстве совсем не много.

Прежде всего, С. Розенцвейг исходил, судя по его терминологии, из теории З. Фрейда относительно структуры личности — сознательного и бессознательного аспектов. Так, он описывает в качестве стимульного материала «эгоблокинговые» [2] ситуации, в которых какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толка, фрустрирует персонаж любым прямым способом. Другие ситуации — «суперэгоблокинговые». В них персонаж обвиняется в чем-либо или привлекается к ответственности. При этом С. Розенцвейг полагает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию. Наоборот, теоретической предпосылкой представляемого метода является способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты своей психологической адаптации и зависит от способности адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможности находить выход из ситуации — с другой. Высокий уровень развития личности предполагает выход за рамки ситуации фрустрации, использование позитивных (а не исключительно агрессивных) форм социального реагирования.

Структура самосознания личности

Далее в основании метода лежит наша концепция структуры самосознания личности. Автор понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру.

Пять звеньев структуры самосознания

Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 — идентификация с именем и с заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, индивидуальная духовная сущность человека; 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее, а также историческое прошлое, настоящее, будущее своего этноса); 5 — социальное пространство личности (права и обязанности).

Эти звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении звеньев самосознания в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей [3].

Упрощенная схема

Структуру самосознания мы предлагаем изобразить с помощью следующей упрощенной схемы:


I. Я (Петя)
II. хороший
III. мальчик
IV. был — есть — буду
V. имею право — должен

Предложенные схемы утвердились в науке

Предложенные научные и популярные схемы уже давно утвердились в науке — они легли в основу многочисленных экспериментальных исследований и теоретического анализа личностных проявлений человека и этнопсихологических ориентаций представителей разных национальностей в контексте межцивилизационных, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Соответственно сформулированным нами теоретическим представлениям формировался стимульный материал: в экспериментальных ситуациях депривируются отдельные звенья самосознания. Это позволяет не просто определить общий тип реакций человека (или группы) на фрустрацию, а выявить специфику по отношению к каждому из звеньев самосознания.

Описание метода

Проективный метод

Метод. По существу наиболее существенным признаком проективных методик является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен развивать, дополнять, интерпретировать. Но само понимание проекции весьма различно. Впервые термин был предложен З. Фрейдом и рассматривался как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. Далее под этим процессом З. Фрейд понимал и процесс «уподобления» внешнему миру, что очень близко современному пониманию процессов идентификации. Классическая защитная проекция З. Фрейда нашла подтверждение, но как отдельный вид проекции ряд авторов описывают атрибутивную проекцию [4] — приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям (по смыслу близка фрейдовскому «уподоблению»).

Как указывает Е.Т. Соколова [5], во всех подходах наименее разработан переход от теоретического обоснования методики к конкретным схемам анализа и интерпретации тестовых материалов. Многие методики предполагают и высокий уровень мастерства экспериментатора. Для относительной стандартизации представляемый метод не претендует на охват личности в целом, а исследует конкретные структуры самосознания. Это позволяет значительно упростить процедуру сбора и обработки данных на всех этапах.

Стимульный материал

При построении тестов соблюдались следующие условия. Во-первых, тесты построены таким образом, что вербальное обращение отражает типичные для обыденной жизни человека знаковые стереотипы, что должно вызывать типичные для респондентов формы вербального и эмоционального отреагирования. Во-вторых, позы депривирующих персонажей (I/IV — воспитатель, учитель или другой взрослый в соответствующем статусе; II — родители; III/V — сверстники) выражают доминирование, уверенность и авторитет, эти позы — типичные для социального общения людей [6].

Данный метод позволяет: выявлять адаптированность респондента к ситуациям фрустрации, определять реакцию на депривацию различных структурных звеньев самосознания со стороны взрослых и сверстников; установить специфику типов поведения в ситуации фрустрации у представителей того или иного этноса в зависимости от характера межэтнических отношений с другим этносом, проживающим в одном геоисторическом пространстве, в конкретный текущий момент истории.

Проективный метод психодиагностики развивающейся личности рассчитан на изучение депривации структурных звеньев самосознания детей, подростков и молодежи разных этносов и рас. В данном исследовании использованы варианты, разработанные для изучения юношей и девушек русской и адыгской национальности при внутри- и межэтнических взаимодействиях. В комплект входит дополнительный набор проективных рисунков, с помощью которого можно исследовать психологическую напряженность, связанную с этническим самосознанием (по 72 проективных рисунка для молодежи).

Описание методики

Варианты метода

Используемый вариант проективного метода депривации структурных звеньев самосознания предназначен для изучения личностных особенностей юношей и девушек. Для каждой модификации существует два варианта: для юношей и для девушек. Метод состоит из 44 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения респондента с представителями своего и другого этноса.

Структура стимульного материала

Свой этнос: в первых трех сериях. I серия — со взрослым, женщиной2 (10 рисунков); II серия — с родителями (8 рисунков); III серия — со сверстниками (8 рисунков). С представителями другого этноса: IV серия — со взрослым (10 рисунков), V серия — со сверстниками (8 рисунков).

Отметим, что первая и четвертая, третья и пятая серии идентичны по содержанию происходящего; меняется депривирующий персонаж — он несет выраженные этнические черты изучаемого этноса.

Все рисунки пронумерованы. Номера под рисунками означают следующее: первая цифра (римская) — серия, вторая (арабская) — порядковый номер рисунка в данной серии.

Обследование проводится индивидуально. Используется вариант метода, соответствующий полу и этносу.

Проведение методики

Установки испытуемым

Исследователь инструктирует опрашиваемого следующим образом: «Сейчас будет показан набор рисунков. На них изображены преподаватель, родители и сверстники. Вам предлагается представить себя на месте изображенного юноши (девушки), дать за него ответ и сказать, что бы Вы стали делать на его (ее) месте». При этом юноше (девушке) показывают тот персонаж, от лица которого он будет отвечать во всех предъявляемых ситуациях.

Ход проведения метода

После инструкции поочередно предъявляются рисунки. Юноша (девушка) читает высказывания депривирующего персонажа и отвечает от лица того, кого депривируют. Ответ записывается исследователем на специальном бланке. При этом важно в графе «Примечание» зафиксировать наблюдаемую экспрессию, вложенную в вербальное высказывание, для последующей интерпретации.

Дополнительно испытуемому могут быть заданы вопросы относительно коротких или двусмысленных ответов, что необходимо для уточнения вербальной реакции и последующей обработки. Иногда может случиться, что испытуемый неправильно поймет ту или иную ситуацию и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же (после необходимого разъяснения) от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно также записать, отметив, что он не используется для количественной обработки в целом по методу.

Каждая серия тестов завершается проективным рисунком, цель которого состоит в снятии фрустрации, провоцируемой предшествующими рисунками. Исследователь обсуждает с респондентом содержание рисунка с целью релаксирующего воздействия и снятия накопленного фрустрационного напряжения.

Ситуации, отраженные в проективных рисунках

Ситуации, представленные на рисунках, можно разделить на две основные группы:

1. Ситуации фрустрации, когда персонаж или два лица произносят негативные высказывания по отношению к субъекту. Номера рисунков: I.1, I.2, I.3, I.4А, I.4Б, I.5 (только вторая часть высказывания является негативной). I.6; II.1, II.2, II.3, II.4, II.5А, II.5Б; III.1, III.2, III.3, III.4, III.5, III.6; IV.1, IV.2, IV.З, IV.4А, IV.4Б, IV.5 (только вторая часть высказывания является негативной); IV.6; V.1, V.2, V.З, V.4, V.5, V.6.

2. Ситуации, когда высказывания по отношению к субъекту являются нейтральными или позитивными. Номера рисунков: I.5 (только первая часть высказывания является негативной): I.7, I.8, I.9; II.6, II.7; III.7, III.8; IV.7, IV.8, IV.9; V.7, V.8.

Первый набор рисунков позволяет определить как адаптированность респондента к ситуации фрустрации, так и характер реакций на депривацию структурных звеньев сознания.

Второй набор рисунков в случае возникновения асоциальных реакций у респондента позволяет более надежно диагностировать общий повышенный уровень фрустрированности.

Депривационное действие самих диагностирующих тестов снимается включенностью в значимые ситуации, позитивной оценкой испытуемого и свободной, доверительной беседой с ним.

Первичная обработка результатов исследования

Готовность испытуемого

Изначально все ответы оцениваются с точки зрения готовности испытуемого к общению с психологом по поводу графически представленных проективных ситуаций.

В случае избегания общения с психологом можно сделать некоторые предположения о личностных особенностях испытуемого (фрустрированности, замкнутости, большой значимости стимульного материала из-за нерешенных внутренних проблем и т.д.). В ситуации, когда ответы даются лишь на некоторые обращения на рисунках, материал количественной стандартизованной обработке не подлежит. Используется качественная оценка ответов и при возможности определяется соотношение различных типов реакций.

Типы поведения

При готовности к общению с психологом можно выделить несколько полярных типов поведения в ситуации фрустрации.

1. Активно включаемый — пассивный, невключаемый (в ситуацию фрустрации) тип поведения

При активно включаемом типе поведения оценка ситуации фрустрации является значимой, проявляется живость эмоциональных и коммуникативных реакций. Зачастую это может являться проявлением активных защитных реакций.

При невключаемом, пассивном типе поведения ситуация обычно оценивается как малозначимая, что может происходить из-за низкой самооценки или низкой оценки другого. Вероятной причиной подобного поведения является пассивная защита.

2. Адекватный — неадекватный тип поведения

Адекватный тип поведения представляет социально-нормативную реакцию на ситуацию.

Неадекватный тип поведения представляет нормативно-искаженную реакцию на ситуацию. Типичным примером является извинение в ответ на оскорбление (фрустрацию).

3. Лояльный — нелояльный тип поведения

Лояльный тип поведения представляет корректную реакцию на ситуацию общения.

Нелояльный тип поведения — некорректная реакция на ситуацию. При данном типе поведения выделяются следующие формы реагирования: агрессия по отношению к фрустрирующему субъекта персонажу или его игнорирование.

4. Тип поведения, направленный на преодоление фрустрации, фиксированный на ситуации фрустрации тип поведения

Тип поведения, направленный на преодоление фрустрации, характеризуется поиском выхода за рамки ситуации фрустрации — это высшая форма социального реагирования.

Фиксированный на ситуации фрустрации тип поведения характеризуется тем, что фрустрация детерминирует поведение субъекта.

Пять основных типов поведения на ситуацию фрустрации

Некоторые неполярные типы поведения являются в то же время взаимоисключающими по отношению к другим, например, при невключенном, пассивном поведении не выражается ни лояльность (нелояльность), ни адекватность (неадекватность). Таким образом, оказалось возможным выделить пять основных типов поведения на ситуацию фрустрации.

Два первых типа поведения должны быть отнесены к толерантному типу — проявляется повышенная устойчивость к депривирующим факторам, терпимость к нелояльным суждениям и демонстрируемому поведению.

Толерантный тип первого порядка

1. Активно включаемый, адекватный лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения — адаптивная (высшая позитивная) форма социального реагирования. Это толерантный тип первого порядка.

При естественной эмоциональной реакции слова персонажей, особенно родителей, на рисунке воспринимаются респондентом зачастую как переживание за его судьбу, в ответ следует позитивное обращение к ним и обещание измениться, например: «Мама, любимая, я исправлюсь, вот увидишь!»

При прагматической ориентации происходит интеллектуальное решение ситуации: предлагается по-новому взглянуть на обстоятельства, произвести их переоценку, ставится вопрос о причине подобного высказывания, например: «Почему Вы так считаете?»

Толерантный тип второго порядка

2. Активно включаемый, неадекватный лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения — адаптивная форма социального реагирования. Это толерантный тип второго порядка.

При этом типе поведения субъекта в ситуации фрустрации обычно следует извинение, согласие с персонажами рисунка, либо лояльный ответ на некорректный вопрос (суждение), либо оправдание.

Агрессивный тип

3. Активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения — негативная нормативная форма социального реагирования

Данный тип поведения выражается либо в прямом оскорблении персонажей рисунка, в том числе с использованием ругательств, либо в переводе фрустрирующего высказывания на обращающихся к опрашиваемому, например: «Сам такой!», «От такого слышу!»

Следующие два типа поведения должны быть отнесены к избегающему типу — проявляется стремление уклониться от фрустрирующей ситуации.

Избегающий тип первого порядка

4. Активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения — негативная нормативная форма социального реагирования. Это избегающий тип первого порядка.

Избегающий тип второго порядка

Данный тип поведения проявляется в игнорировании фрустрирующей ситуации. Характерными являются ответы типа «Ну и что?» либо поиск причин исключительно во внешних обстоятельствах.

5. Пассивный, невключенный тип поведения — неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования. Это избегающий тип второго порядка.

При этом типе поведения характерны ответы «Я промолчу», «Отвернусь», «Не знаю, как поступить», «Я обособлюсь».

Ответы на нейтральные или позитивные высказывания, представленные в рисунках, оцениваются с точки зрения наличия в них фрустрации. Возможны три варианта реагирования:

1 — выражение фрустрации (в том числе агрессивные реакции, которые рассматриваются отдельно);

2 — отсутствие проявления фрустрации;

3 — пассивный, невключенный тип поведения.

Возможность исследования рефлексии на свой этнос и цивилизации

Для исследователя представляется возможность проведения качественного анализа высказываний, особенно изучения ценностных ориентаций при рассмотрении того, что бы сделал отвечающий, будь он волшебником, невидимкой; что бы ответил на предложение совершить асоциальный поступок.

Отдельное значение имеют вопросы, связанные с национальной принадлежностью молодежи и их позицией Землянина. Важно установить: 1 — в какой мере юноша (или девушка) стремится выйти за пределы своего «Я» и ближайшего окружения; 2 — какова готовность отвечающего встать на уровень рефлексирующей личности и занять позицию ответственности за свою нацию и за человечество.

Первичная обработка

Результаты обработки ответов заносятся в специальный бланк. В левом столбце проставлены номера рисунков. Пять следующих столбцов соответствуют типам поведения в ситуациях фрустрации. В последних четырех столбцах (6— 9) фиксируется тип реакции на ситуации без фрустрации. При обработке индивидуальных ответов определяется тип реакции субъекта. При этом на пересечении строки с номером рисунка и столбца, соответствующего типу реакции, ставится 1 балл. Если ответ можно отнести сразу к двум типам реакции, то респондент получает по половине балла по обоим типам реакции.

Контент-анализ

Анализ результатов свободных высказываний заслуживает отдельного рассмотрения. По сути это своеобразный контент-анализ ответов, со всеми его атрибутами. Указанный методический прием заключается в систематической надежной фиксации заданных единиц изучаемого содержания [7]. Делаться это может, согласно Е.В. Семенову, в самых разнообразных целях в русле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и для нужд психодиагностики.

Основная проблема контент-анализа в том, чтобы максимально точно определить заданные категории анализа. В некоторых случаях, контент-анализ представлен формулой «что, сколько и как» отражено в тексте (ответе), при этом категории анализа однозначно понимаются разными людьми, например, географические названия. Но в этих случаях анализ обычно сводится к «утверждению очевидного» [8].

По мнению Е.В. Семенова, не все виды документов пригодны для контент-анализа по причине затруднений с формализацией их содержания. Иногда невозможно задать четкие однозначные правила для фиксирования нужных характеристик содержания.

Контент-анализ при исследовании неоднозначных и многоплановых категорий редко достигает идеала, допуская иногда большие уступки субъективности [9].

Одним из способов преодоления этой проблемы является описанная выше процедура отнесения ответа к двум категориям, если ее трудно однозначно интерпретировать.

Подготовка экспертов

Другой подход реализуется в подготовке экспериментаторов, которые одновременно являются и экспертами. Указанный подход — специальная подготовка — достаточно часто применяется при проведении проективных методов. Основная задача сводится к более или менее однозначной трактовке стандартного стимульного материала каждым из экспертов. Иногда специальными методами определяется степень субъективности отдельного эксперта — его склонности относить ответы в определенные категории. Искажения снимаются поправкой на субъективность конкретного экспериментатора. Однако последний способ применяется главным образом при индивидуальном консультировании, когда от экспериментатора требуется получить характеристику отдельного человека.

В нашем случае, когда одни эксперты оценивают в случайном порядке все интересующие группы — мужчин и женщин, разные этносы, такая тщательная подготовка не требуется. Предполагается, что субъективизм в категоризации в равной степени относится ко всем группам, и возможные искажения носят системный и однонаправленный характер. (Предполагается, например, что склонность отдельного экспериментатора относить ответы скорее к пассивному типу реагирования будет в равной степени распространяться на мужчин и женщин, разные этносы.) Таким образом, сравнения групп от этой ошибки страдают незначительно.

Анализ индивидуальных особенностей

Следующий этап обработки

После отнесения всех ответов к определенным типам реакции подсчитывается количество баллов в каждом столбце. Затем определяется процент каждого типа реакций от общего числа отдельно для фрустрирующих и нефрустрирующих субъекта ситуаций.

При анализе определяется, на каких персонажей рисунков в большей степени проявляется фрустрация: на преподавателей, родителей или сверстников. Показательными являются ответы, содержащие фрустрацию, следующие на нейтральные или позитивные высказывания персонажей. Например: «Хороший наш, любимый наш сынок! Мы верим в тебя». «Наконец-то, давно бы так, а то раньше что про меня говорили!» Подобного рода ответы отражают неудовлетворенность отношениями у субъекта.

Усредненный «профиль» типов реакции

При наличии индивидуальных особенностей фрустрационных реакций в целом определенная группа лиц будет характеризоваться усредненным «профилем» типов реакции на совокупность стимульного материала. Поэтому представляется возможным определять социальную адаптированность путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со средними значениями, полученными от респондентов репрезентативной выборки.

Если данные испытуемого сильно отличаются от средних значений, то его реакции при общении с определенным кругом лиц можно считать нетипичными и предполагать дезадаптацию (это относится ко всем типам реакций, кроме адекватного лояльного).

Возраст и пол испытуемого

Проявление типов реакций отдельно на фрустрирующие и нефрустрирующие ситуации (в процентах) по каждому рисунку, серии и в целом по методу рассматриваются в соответствии с полом и возрастом испытуемых.

Поиск типичных ответов

Если ответ испытуемого на высказывания определенного рисунка относится к типу реакций, выраженному менее чем в 5% случаев по данной выборке, то его можно считать нетипичным. При этом следует рассмотреть, на какое звено структуры самосознания был направлен рисунок. Проявление нетипичных реакций в двух и более случаях при ответах на высказывания, зафиксированные в рисунках, направленных на изучение определенных звеньев самосознания, говорит о депривированности данного звена структуры самосознания.

Анализ общего профиля реакций

Дополнительную информацию дает анализ общего профиля реакций на фрустрирующие ситуации. Индивидуальные данные сопоставляются с соответствующим «профилем», а также изучается соотношение типов поведения у конкретного испытуемого. Для удобства анализа может быть построена диаграмма, где по оси ординат указываются типы реакций на фрустрирующие ситуации, а по оси абсцисс — процент этих реакций от всего их числа. Индивидуальные данные легко сопоставляются с профилем соответствующей выборки.

Если индивидуальный профиль существенно отличается от обобщенного, то реакции респондента оцениваются как нетипичные и можно предполагать дезадаптацию в поведении. Однако следует отметить, что выраженность активно включаемого, стремящегося к преодолению фрустрации типа поведения дает возможным дать позитивную оценку социальной адаптированности опрашиваемого, в случае если между другими типами поведения не наблюдается несоответствий.

Ориентация на структурные звенья самосознания

При анализе ситуаций сопоставляется количество реакций определенного типа при взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками, а также просматривается их зависимость от депривации той или иной структуры самосознания.

Имя депривируется в рисунках I.1, II.1, III.1, IV.1, V.1.

Притязание на признание депривируется в рисунках I.2, II.2, II.5А, III.2, IV.2, V.2.

Половая принадлежность депривируется в рисунках I.3, II.3, III.3, IV.3, V.3.

Психологическое время — перспективы развития личности депривируются в рисунках I.4A, I.4Б, II.4, III.5, IV.4А, IV.4Б, V.5.

Общий уровень адаптированности испытуемого позволяет дополнительно определять набор рисунков I.6, II.5Б, III.4, III.6, IV.6, V.4, V.6.

Сопоставление типов реакций

Сопоставление количества типов реакций при взаимодействии со взрослыми, родителями и сверстниками проводится следующим образом. В бланке ответов испытуемого после первой, второй и третьей серий отведено по две строки для подсчета суммы баллов (частоты) по каждому типу реакции и их процента от всех реакций в серии. После подсчета индивидуальных показателей проводится их сопоставление с обобщенными данными по выборке.

Типичные реакции

Обычно некоторые рисунки вызывают достаточно однородные реакции. Фрустрирующая ситуация со сверстниками, где депривируется притязание на признание, практически всегда вызывает агрессивную реакцию. В ситуациях со сверстниками противоположного пола по большей части возникают игнорирующие реакции. В ситуации с родителями, направленной на изучение психологического времени субъекта, чаще всего проявляется игнорирующий тип поведения.

Для многих рисунков не удалось выявить значимого преобладания определенного типа ответов, что может быть связано с тем, что поведение испытуемых обладает большой вариативностью. Вместе с тем практически по всем рисункам выявлены категории ответов, являющихся нетипичными. На эти данные следует также ориентироваться при определении адаптированности поведения молодежи.

Внутри своего этноса представители белой и желтой рас дают аналогичные показатели. В ситуации межэтнических взаимодействий наблюдаются тенденции к более высокой фрустрированности на депривацию со стороны других этносов: 1 — повышение агрессивного типа поведения; 2 — повышение демонстративного игнорирующего типа поведения. В то же время можно наблюдать повышение неадекватной лояльности. Статистическая значимость различий эмпирических референтов подтверждена при изучении контингента респондентов различных репрезентативных выборок.

Математические методы обработки результатов, полученных проективным методом

депривации структурных звеньев самосознания3

Существующая литература по применению методов математической статистики в психологии оставляет в стороне вопрос о предпочтительности того или иного метода анализа в определенных типах психологических исследований. Такой выбор должен делать сам исследователь [10], что очень непросто, так как правильность принятого решения иногда трудно проверить. Поэтому в настоящее время при решении проблем психологических измерений исследователи обращают специальное внимание на эффективность применяемых методов математической статистики.

С другой стороны, в данном случае сама характеристика данных во многом предопределяет выбор конкретных статистических методов. Здесь мы имеем дело с так называемыми непараметрическими данными (точнее — с номинальными признаками). По ним нельзя ранжировать испытуемых, ставя одного на первое, другого — на второе место. Им нельзя придать количественное значение. Определенный тип реакции в определенной ситуации описывается словесно, а не численно [11].

С другой стороны, численно может описываться частота появления номинального признака в реакциях отдельного человека или группы. Но сам признак в данной методике квантификации не подлежит — нельзя (по крайней мере очень трудно) объективно оценить, насколько, например, пассивен человек в данной реакции. Здесь фиксируется просто наличие пассивности.

Далее, для сравнительной оценки частоты появления некоторого признака или признаков разработано довольно много статистических критериев.

Одним из основных является c2 (хи — квадрат), он применяется для анализа 2-х таблиц сопряженности номинальных признаков (частот двух распределений). С его помощью в нашем случае можно определить, зависит ли структура ответов в целом от пола, от этноса фрустрирующего персонажа и т.д. Или, другими словами, отвечают ли мужчины и женщины в целом одинаково? Одинаково ли они реагируют на разные этносы?

Этот критерий требует, чтобы объем сопоставляемых распределений был не менее 20—30, а минимальная частота — не менее пяти [12].

Здесь стоит отметить, хотя это и вытекает из представленных формул, что статистическая значимость различий во многом определяется числом наблюдений (испытуемых в группе или в сравниваемых группах). И различие в 10% (в выраженности реакции) при данных выборках могут не быть значимыми, но были бы таковыми при больших группах. Поэтому совершенно отвергать гипотезу об отсутствии различий не совсем правомерно.

С другой стороны, увеличение объемов выборок также не всегда оправдано. Р. Готтсданкер [14] говорит о том, что по мере значительного увеличения числа испытуемых с целью увеличения силы проверки на значимость происходит любопытная вещь. Оказывается, что любые два условия начинают давать статистически значимые различия. Если значимость не будет обнаружена на 20 испытуемых, она появится для 200, или 2 000, или 2000 000. В этом нет никакой мистики. Любые два сравниваемых условия включают много факторов, помимо тех, которые они должны представлять. Уже указывалось, что крайне трудно контролировать все привходящие обстоятельства, в том числе и субъективизм экспериментатора.

Такие дополнительные факторы обнаруживают всегда свое присутствие при анализе больших массивов данных. Поэтому нельзя позволить себе слишком зависеть от тестов на значимость в заключениях об исследуемых факторах. Ведь это только одно из средств. С особенной осторожностью следует подходить к случаям, которые требуют для выявления действия независимой переменной слишком большого количества данных. Гораздо большее впечатление производят статистически значимые различия, полученные на относительно небольшом числе испытуемых или проб.

Таким образом, часто более информативной является теснота сопряженности [15] (связь между «классифицированными» событиями), выраженная в процентах или абсолютной частоте.

Как резюме можно констатировать вместе с Дж. Гласс и Дж. Стенли, что «...при проверке любой статистической гипотезы решение исследователя никогда не принимается с уверенностью; он всегда допускает риск принятия неправильного решения» [16]. И говоря об уровне значимости на 1% уровне, мы допускаем: вероятность того, что наш вывод ошибочен, равна 1%.

И, конечно, экспериментатор может использовать иные критерии статистической оценки, если сочтет предложенные недостаточными.

Психометрические данные проективного метода депривации

структурных звеньев самосознания4

Характеристика представленного проективного метода

К профессиональным психодиагностическим методам разными авторами [17] предъявляется ряд требований, но иногда они несколько расходятся — взаимодополняют друг друга.

Ниже дана характеристика представленного метода с позиций всех требований.

Цели и процедура исследования

1. Цели, предмет и область использования метода описаны.

2. Процедура исследования в виде однозначного алгоритма представлена. Здесь, однако, метод не соответствует очень жестким требованиям (и неоправданно жестким), согласно которым метод может быть передан для проведения экспериментатору, не имеющему специальной подготовки.

3. Процедура обработки данных, включая статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла, имеется.

4. Экспертные методы обработки данных (контент-анализ) прошли испытания на однозначность их выполнения. Процедура обработки включает документирование, позволяющее проверить конечный результат другому эксперту.

Репрезентативность

5. Тестовые шкалы проверены на репрезентативность. Здесь следует оговориться, что нормы вычислены для отдельных половозрастных и этнических групп, и специально предусмотрена процедура вычисления соответствующих норм для новых групп.

6. Используется номинальная шкала интервалов.

Параметры метода

7. Метод характеризуется следующими параметрами:

7.1.Конструктная (constract) валидность — представлены теоретические описания диагностируемого феномена.

7.2. Содержательная валидность— имеются задания на все структурные звенья самосознания, при этом каждое из них депривируется несколькими путями (полно, насколько возможно).

7.3.Валидность по возрастной дифференциации— результаты теста соответствуют теоретически ожидаемым и практически наблюдаемым возрастным изменениям структуры самосознания.

8. Дискриминативность— тест хорошо дифференцирует не только возрастные группы, но также гендерные и этнические, а также испытуемых внутри однородных по составу групп. (Этот показатель называется также текущей валидностью.)

9.Надежность теста. Исследования показывают, что метод дает сопоставимые результаты применительно к однородным группам. (Разные выборки, например, русских девушек 19—22 лет, показывают примерно одинаковые результаты.)

Таким образом, метод по всем параметрам соответствует стандартам, предъявляемым к профессиональным диагностическим тестам.

Резюме

Подводя итог описанию метода, можно определить его как сравнительный, в отличие от лонгитюдного или комплексного (хотя не исключена возможность и лонгитюдного подхода). Эмпирический способ диагностики — проективный метод (одна из его разновидностей). Как вспомогательный метод используется контент-анализ. Статистические методы анализа представлены тремя критериями, помимо них используются таблицы относительных частот выраженности признаков.

Интерпретация в данном случае строится структурным методом; весь обработанный материал исследования описывается в характеристиках систем (структур самосознания и типов связей между ними [18]), образующих личность, социальную группу и т.д. В исследованиях возрастных различий этот же метод позволяет генетический метод интерпретации; весь обработанный материал исследования описывается в характеристиках развития, выделяются фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.


  1. Метод представляет собой новую разработку, основанную на проективном методе депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и К.А Хвостова (Архангельск, 1996).
  2. В традиционной системе воспитания и образования преобладают в качестве субъектов воспитания женщины. Это обстоятельство обусловило пол персонажа, создающего фрустрацию в рисунках первой серии.
  3. Математические методы для обработки полученных данных предложены А.А. Хвостовым.
  4. Психометрические данные сформулировал и обосновал А.А. Хвостов.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. С. 122.
  2. Метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга. Архангельск, 1995.
  3. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1988; Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М. — Воронеж, 1999.
  4. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. С. 47.
  5. Там же. С. 68.
  6. См.: Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. Нью-Йорк, 1971; Штангель А. Язык тела, Б.г., 1977; Мухина В. С., Хвостов К.А. Как обрести врага. М, 1994.
  7. Семенов Е.В. Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. С. 47.
  8. Redding W.C. Extrinsic and Intrinsic Criticism // Essays on rhetorical criticism / Ed. T. R. Nilsen. N.Y., 1968. P. 109.
  9. Бойко В.В. О применении контент-анализа в комплексном исследовании // Проблемы контент-анализа в социологии / Под ред. А. А. Алексеева и др. Новосибирск, 1970. С. 29—33.
  10. Дворяшина М.Д., Пехлецкий И.Д. Основные математические процедуры психодиагностического исследования // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Ред. кол. А.А. Бодалев (отв. ред.), М.Д. Дворяшина, И.М. Палей. Л., l976. С. 35.
  11. Елисеева И.И. Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. 4-е изд. М., 2000. С. 13.
  12. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., 1979. С. 135.
  13. Закс Л. Статистическое оценивание: Пер с нем. М., 1976. С. 309.
  14. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 253.
  15. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. С. 52.
  16. Гласс Дж, Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. М., 1976. С. 249.
  17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. С. 176; Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Пер. с англ. Киев, 1994. С. 22.
  18. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Ред. кол. А.А. Бодалев (отв. ред.), М.Д. Дворяшина, И.М. Палей. Л., 1976. С. 34.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности