Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2003 / О программе модернизации педагогического образования

Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России

Стр. «19—29»

Виктор Матросов

О программе модернизации педагогического образования

 

Стратегия развития педагогического образования1

Преемственность Программы

Коллегия Министерства образования РФ практически ежегодно обращается к проблемам педагогического образования. Такое внимание к подготовке педагогических кадров не может нас не радовать, одновременно оно побуждает к глубокому анализу положения дел в нашей отрасли. Напомню, что обсуждаемая сегодня Программа создавалась не на пустом месте. Ей предшествовала Программа развития системы непрерывного педагогического образования до 2010 г., которая совсем недавно, в 2001 г., была рассмотрена и принята Коллегией Минобразования России. Мы были разработчиками этого документа и считаем, что его основные положения по-прежнему актуальны. Поэтому важно, что обсуждаемая сегодня Программа модернизации педагогического образования создавалась как документ, преемственный по отношению к предыдущему.

Документ «оперативного реагирования»

Задумаемся над таким вопросом: в чем особенность представленной Программы? Это, если можно так сказать, документ «оперативного реагирования». В нем выделены те проблемы подготовки педагогов, которые резко обострились с началом выполнения мероприятий Концепции модернизации российского образования.
Основным звеном системы образования является школа. Изменения здесь происходят наиболее динамично и с острейшими дискуссиями. Все это имеет самое прямое отношение к педагогическому образованию. Ведь мы — единственная в нашем министерстве отрасль, которая работает непосредственно на систему образования. Основная задача нашей деятельности — подготовка кадров для всех ступеней образования, начиная с детского сада и школы (городской и сельской, общей и специальной) и до учреждений дополнительного образования. Учитель, педагог всегда был и остается ключевой фигурой в образовании, а на современном этапе нашим выпускникам принадлежит особенно ответственная роль в обучении и воспитании подрастающего поколения обновляющейся России. Поэтому убежден: сегодня у всех нас нет другого выбора, как всемерно укреплять и усиливать систему педагогического образования. Это уникальная, не имеющая аналогов в мире система непрерывного образования, насчитывающая более 600 образовательных учреждений (вузы и их филиалы, педагогические училища и колледжи, профессионально-педагогические колледжи и техникумы, учреждения системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).

Какой учитель нужен современной школе

При создании проекта Программы рабочая группа стремилась дать конкретные ответы на основные вопросы: какой учитель нужен современной школе и что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогических кадров, с тем чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества?
Система образования, для которой мы готовим специалистов, за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс. Кроме того, нам предстоит отработать стыковку разных уровней и ступеней непрерывного образования (детский сад—школа—вуз и среднее—высшее—послевузовское педагогическое образование). Кто может обеспечить необходимое для работы в новых условиях качество подготовки педагогов? Мы считаем, что специалиста (учителя и магистра) для всех ступеней школы, включая профильную, могут готовить только те вузы, которые реализуют принципы фундаментального образования, имеют сильные научные школы, аспирантуру и докторантуру, опыт подготовки специалистов для системы образования и активно ведут инновационную деятельность. Нельзя согласиться с попытками принизить роль фундаментальной научной составляющей педагогического образования, если мы всерьез говорим о школе ХХI в. И здесь я хочу поддержать принципиальную политику министерства, которое запланировало целый ряд научных проектов, которые позволят нам решать проблемы модернизации средней и высшей школы, пользуясь строго научными подходами, а не субъективными пристрастиями.

Педагогические университеты — база экспериментальной отработки педагогического образования

Наша система открыта новому, готова двигаться вперед, но при этом мы должны ясно понимать вектор движения. С этой точки зрения важно, чтобы крупнейшие педагогические университеты стали базой для экспериментальной отработки современного содержания педагогического образования, подготовки предложений по уточнению стандартов и программ. Мы имеем необходимый научный потенциал для этой работы. В системе педагогического образования сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей высшей школы, на базе педагогических вузов функционирует 150 диссертационных советов по различным областям наук. По численности научного потенциала педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. У ведущих педагогических вузов есть и необходимый опыт для работы по обновлению содержания педагогического образования. Напомню, что ученые МПГУ разработали 59 стандартов второго поколения по педагогическим специальностям и свыше 400 примерных программ дисциплин федерального компонента. Эта работа была выполнена в крайне сжатые сроки (менее 2 лет) и практически без выделения финансовых средств (для справки: было лишь очень небольшое финансирование научно-исследовательской работе по разработке стандартов, а все программы разрабатывались без оплаты). Эта навязанная нам торопливость привела к тому, что далеко не всегда мы сами довольны результатами сделанного… Не хотелось бы повторить эти ошибки на новом этапе.

Профессионализм учителя

Говоря о фундаментальности педагогического образования, мы имеем в виду не только предметную область, но и область психолого-педагогическую, поскольку они неразделимы в подготовке учителя. Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Формирование готовности выпускников к осуществлению задач воспитания — это одна из первоочередных проблем, решению которой в Программе также уделено необходимое внимание. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально-нравственная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживало наше Отечество, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. А сегодня школа — один из немногих социальных институтов, уроки жизни в котором проходят все граждане нашей страны.

Учителем может быть тот, кто является личностью

Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учителя, «наставника разумного и сердечного», сможет тот, кто сам является личностью. Хочу добавить, что мы в педагогических вузах никогда не переставали уделять самое серьезное внимание формированию общей культуры студентов, становлению их личности. Эта задача решается многими нашими вузами через реализацию собственных, нередко новаторских концепций воспитания.

Миссия педагогических вузов

В современных условиях педагогическим вузам и колледжам предстоит уделить больше внимания подготовке социальных педагогов, педагогов дополнительного образования. Ведь школа — это социальный срез общества. Она ярко высвечивает наши общие проблемы: состояние семьи, нравственное и духовное неблагополучие, безнадзорность детей, проблемы здоровья, наркомании и т.д. По данным милиции, 12—15% беспризорных подростков не умеют читать и писать, многие из них больны. Это — общая проблема власти, педагогов, родителей, всего общества. Там, где организован досуг подростков, где работают кружки, клубы и спортивные корты, значительно меньше проблем с правонарушениями, наркоманией, проявлениями молодежного экстремизма.

Модернизация системы повышения квалификации

Не менее срочными являются разработанные в Программе меры по переподготовке и повышению квалификации работающих учителей, педагогов, методистов, организаторов образования, профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей. Мы не раз поднимали вопросы содержания и организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В настоящее время каждый регион решает эти вопросы самостоятельно, не определена общая (федеральная) часть содержания подготовки, нет единых программ, нарушаются сроки переподготовки. Эти проблемы нуждаются в оперативном решении, поскольку речь идет — повторю — о действующем преподавательском корпусе, от готовности которого к решению задач модернизации во многом зависит успех задуманного.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Сегодня мы делаем шаги к внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий. В школах вводится третий еженедельный урок физкультуры, предстоит возродить внеурочную систему занятий физкультурой и спортом. К решению этой задачи также готовятся педагоги. Но необходимо проанализировать, в каком состоянии находятся спортивные здания, сооружения, инвентарь (известно, что много лет централизованно не выделялось средств на его приобретение). На одной из недавних встреч с учителями в Башкирии было сказано так: «Компьютеры у нас теперь в школе есть. А вот ни одной пары нормальных лыж уже не осталось… И мячей нет тоже».

Проблемы материально-технической базы

Важный вопрос сейчас: на какой материально-технической базе будет проводиться модернизация педагогического образования? Хочу сразу сказать: наш университет не обойден вниманием министерства, но я выступаю сейчас как председатель Совета по педагогическому образованию от имени всей нашей системы. Хорошо знаю, что проблема материально-технической базы остро стоит везде. Но надо признать, что сегодня многие педагогические вузы не имеют даже того, что есть в школах, гимназиях, колледжах, для которых мы готовим специалистов. Как, например, можно решить задачу введения основ компьютерной грамотности и иностранного языка со второго класса, если большинство педагогических вузов не укомплектовано в достаточной степени необходимой техникой? Мы знаем об определенных шагах министерства в этом направлении. Планируется целевая поставка компьютеров и другой техники на факультеты начальных классов. Но при таких темпах когда очередь дойдет до учителей математики, естественников, а тем более гуманитариев?

Другая острейшая проблема — это комплектация библиотек. Не хватает не только учебников для высшей школы, нет полного федерального комплекта школьных учебников. А без этого вряд ли можно обеспечить практическую подготовку будущих учителей к работе в реальных условиях школы.

Реальное отношение государства к образованию

В труднейшей ситуации находится лабораторная база педагогических вузов, а значит, с недостатками в подготовке абитуриентов скоро столкнутся (и уже, мы знаем, сталкиваются) университеты, технические и медицинские вузы, ждущие выпускников школы. Требует значительных средств содержание общежитий, ведь большинство студентов педагогических вузов (за исключением столичных) — это сельские жители. Примеры можно было бы продолжить. «Учительская газета» в публикации 11 февраля 2003 года заостряет проблему, предлагая задуматься: можно ли выдавать дипломы выпускникам педагогических вузов, если там нет современной компьютерной техники, приборов, реактивов и всего необходимого для подготовки учителей?… Но состояние материально-технической базы педагогических вузов — это отражение реального отношения государства к образованию. Всем нам — и в центре, и в регионах — важно понять: никакие задачи совершенствования подготовки педагогических кадров не могут быть решены только на основе внутренних ресурсов самой системы педагогического образования, как это происходило многие годы. Вывод, на наш взгляд, очевиден: в самое ближайшее время на уровне федерации и регионов необходимо разработать и реализовать не отдельные меры, а комплекс мер по государственной поддержке материально-технической базы подготовки педагогических кадров. Часть таких мер, как мы знаем, намечено реализовать уже в этом году в рамках ФПРО.

Реализация мероприятий Программы

Надеемся, что нам удастся получить необходимое финансирование для реализации мероприятий Программы, иначе все планы по модернизации педагогического образования останутся на бумаге. Финансирование предполагается многоканальным. Мероприятия включены в разные программы, их будут выполнять разные учреждения на основе конкурса, здесь задействованы все регионы. Поэтому особенно важно, на наш взгляд, продумать механизмы управления Программой и координации всей деятельности по модернизации педагогического образования. Свою роль здесь должен сыграть Совет по педагогическому образованию при министерстве, основной задачей которого как раз и является координация усилий всех заинтересованных в развитии педагогического образования сторон.

Хочу сказать, что мы провели несколько обсуждений проекта Программы. Прошли заседания Совета по педагогическому образованию и Ассоциации педагогических вузов на базе МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена, совещания в Волгограде, Южно-Сахалинске, Уфе и других регионах. Это позволяет мне высказать общую оценку и предложить одобрить представленный Департаментом общего образования документ.

Мы сознаем свою ответственность и понимаем, что ожидаемые результаты выполнения мероприятий по модернизации педагогического образования во многом определят облик всего российского образования первой трети ХХI века.

Обеспечение школы современными педагогическими кадрами — ключевая проблема модернизации образования2

Учитель — ключевая фигура

Важнейшая задача педагогического образования — обеспечить школу современными педагогическими кадрами. И при этом, как нам часто (и справедливо) говорят, необходимо работать с опережением, готовить уже сегодня учителя завтрашнего дня. Но каков он, современный учитель? Учитель — это ключевая фигура в решении целого ряда приоритетных задач образования. Можно ли не согласиться с этим тезисом, если принять во внимание, что школа осталась едва ли не единственным социальным институтом, уроки жизни в котором проходят все граждане нашей страны?

Школа — социальный срез общества

Школа — это еще и социальный срез общества. Она ярко высвечивает наши общие проблемы: состояние семьи, нравственное и духовное неблагополучие, детскую беспризорность и безнадзорность, проблемы здоровья, наркомании и т.д. Обращу ваше внимание на ряд кричащих фактов. Так, в 2001 г. московской милицией было задержано примерно 8000 беспризорных подростков, из них 12—15% не умеют читать и писать. А ведь этих детей надо и учить, и воспитывать (причем с использованием особых подходов), и лечить, потому что 80% из них больны. Это — общая проблема власти, педагогов, родителей, всего общества. Там, где организован досуг подростков, где работают кружки, клубы и спортивные корты, значительно меньше проблем с правонарушениями, наркоманией, проявлениями молодежного экстремизма.

Проблема — воспитание гражданина России

Серьезнейшая проблема сегодня — воспитание гражданина России. По данным социологических опросов, у четверти опрошенных молодых людей не вызывают уважения символы государства — гимн, флаг и герб страны. Многие не смогли назвать ни одного героя Великой Отечественной войны, нередки были ответы о том, что войну выиграла Америка… Думаю, не будет преувеличением сказать: именно учитель играет главную роль не только в том, какой студент придет завтра в аудиторию каждого вуза, но прежде всего в том, какие люди будут определять будущее страны.

Укрепление педагогического образования

Поэтому давайте вместе подумаем, что нужно реально сделать для улучшения подготовки учителя. Как добиться того, чтобы педагогические учебные заведения поднялись на уровень современных требований? Совершенно недопустимо, что педвузы в должной мере не оснащены компьютерными классами, которые есть уже во многих школах. Остро не хватает художественной и методической литературы, современного лабораторного оборудования. Но самая главная наша забота — те, кто должен использовать все эти новые средства обучения, кто придет с ними к детям. Убежден, что сегодня нет другого выбора, как укреплять и усиливать все составляющие педагогического образования, поскольку оно решает важнейшую государственную задачу — обеспечивает кадрами все ступени образования. Не будем забывать, что наши выпускники готовятся к работе не только в городской школе. Свыше 40% учителей работает в сельской местности, где расположено около 70% школ и учится почти 30% российских детей. Кроме того, наших выпускников ждут в дошкольных учреждениях; специальных коррекционных школах; в системе дополнительного образования. Мы готовим также воспитателей, вожатых, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Обсуждая проблемы модернизации образования, мы должны ясно понимать, что положительный результат преобразований не может быть достигнут без коренного изменения отношения к учителю, педагогу, преподавателю со стороны общества и государства. К сожалению, приходится еще раз повторить общеизвестное: на сегодняшний день статус педагога, его материальное положение, уровень социальной защиты не соответствуют важности решаемых им задач.

Фундаментальность содержания педагогического образования

Размышляя о том, каким должен быть сегодня учитель, мы ясно видим, что готовим специалиста для школы, которая за последние годы серьезно изменилась, стала вариативной. Учителя работают по различным программам, включая авторские; действуют вариативные учебники. Идет активная дискуссия о введении на старшей ступени школы профильного обучения. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы быть готовым к запросам динамично меняющейся социокультурной среды? Отвечая на этот вопрос, мы выходим к проблеме содержания педагогического образования. Думаю, мы должны ясно видеть, что под предлогом «модернизации» нередко оспаривается сама идея фундаментальной научной подготовки в педагогическом вузе. Только один пример. В ходе обсуждения предложений к программе модернизации педагогического образования руководитель департамента крупного региона России предложил избавить наших выпускников от «университетских амбиций», заменив науку в педвузах разработкой «технологий»… Как вы думаете, нужен ли такой, с позволения сказать, учитель школе?

Образование и современные тенденции развития науки

Не могу не откликнуться и на острейшую дискуссию о стандартах школьного образования, потому что она впрямую связана с вопросом, как готовить педагогов. Недавние дебаты на парламентских чтениях в Государственной Думе и обсуждение на Президиуме «большой академии» показали, что главный недостаток проекта стандартов общего среднего образования состоит как раз в недооценке современных тенденций развития науки. Судите сами. В борьбе с «наукоцентристской» парадигмой образования разработчики предлагают сократить целый ряд базовых предметов школьного обучения, в числе которых — математика, предметы естественно-научного цикла, литература. И здесь мы разделяем мнение Президиума РАН: все это может привести к катастрофическому падению уровня общего среднего образования. Мы последовательно отстаиваем идею фундаментальности образования — и общего, и педагогического. Именно поэтому выпускники сильных педагогических вузов способны работать на всех ступенях школы ХХI века, включая профильную.

Реальная потребность в педагогических кадрах

Острейший вопрос — какова реальная потребность страны в педагогических кадрах? Убедительного ответа на него до сих пор нет. Хорошо известны демографические тенденции, свидетельствующие об уменьшении количества детей. Означает ли это, что надо автоматически сокращать набор на педагогические специальности и направления? Ответ далеко не очевиден. Наш экспертный анализ показывает, что данные региональных органов управления образованием не вполне объективно отражают ситуацию с кадрами, что существуют так называемые «скрытые вакансии» — их около 700 тысяч. Сюда входят работающие пенсионеры, приближающиеся к пенсионному возрасту, совместители и работники без профессионального педагогического образования.

Проблемы малокомплектных сельских школ

По нашему мнению, при расчете потребности в кадрах необходимо принимать во внимание не только количество детей школьного возраста, но и количество классов, и даже их наполняемость, иначе мы можем оставить без педагогов малокомплектные сельские школы. Сегодня лишь около 40% сельских школ и около 20% дошкольных образовательных учреждений на селе полностью укомплектованы педагогами. Приведу один пример. Свыше ста лет работает школа в небольшом селе Поздеевское Некрасовского района Ярославской области. В ней осталось менее десяти школьников. Учительница Галина Павловна Борисова — одна для всех классов и всех предметов. Она же — и многолетний директор, и завхоз. Но главное — она воспитатель, вторая мама для детей, собравшихся из разных деревень. Мы не должны забыть об этой сельской учительнице, о ее подвижничестве. Наверно, проще всего закрыть эту школу со столетней историей и свезти детей в район. Но не будет школы — исчезнет и село… А сохранится село — воспрянет Россия. Дело не в сокращении и укрупнении сельских школ, среди которых каждая четвертая насчитывает менее 40 человек. Дело в этих детях, которые имеют равное со всеми право на качественное, доступное и современное образование.

Педагоги нового поколения

Далеко не риторически звучит вопрос: кто будет готовить педагогов нового поколения? Сеть педагогических вузов и средних педагогических учебных заведений сложилась в России исторически с учетом целого ряда демографических, региональных и других факторов. Но за последние годы число профильных педагогических вузов значительно сократилось. Если в начале девяностых годов их было 103, то сейчас — уже меньше 80. Совет по педагогическому образованию, который я возглавляю, понимает непростую ситуацию в регионах, но мы всегда задаем коллегам вопрос: став классическим университетом, будете ли вы по-прежнему готовить учителей? Вопрос не случаен. Опыт преобразований показывает: как только вуз ослабляет внимание к подготовке педагогов, через некоторое время регион начинает испытывать недостаток в учителях. Один из последних примеров — Ставрополье, где после преобразования педагогического вуза в университет возникли проблемы с педагогами дошкольного и начального звеньев. Поэтому образовавшуюся кадровую нишу занял новый региональный вуз. Думаете, как он называется? Ставропольский государственный педагогический институт.

Я обозначил лишь ряд острых, на наш взгляд, вопросов, связанных с совершенствованием подготовки педагогов. Наше видение задач и направлений модернизации педагогического образования, перечень конкретных мероприятий в этом направлении будут сформулированы в Программе педагогического образования. Ее проект уже подготовлен рабочей группой, которую возглавляет министр В.М. Филиппов. И мы надеемся, что мероприятия по модернизации педагогического образования получат реальное финансирование.


  1. Выступление на заседании Коллегии 18.02.2003 г. по обсуждению Программы модернизации педагогического образования до 2010 г.
  2. Выступление на пленарном заседании VII Съезда Российского союза ректоров (МГУ, 6 декабря 2002 г.).













 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности