|
|||
Авторизация
|
Наша презентацияСтр. «10—11» Книга В.С. Мухиной «Личность: Мифы и реальность»Самостоянье человека, залог величия его. А.С. Пушкин Издательство «У-Фактория» готовит к выпуску в свет монографию В.С. Мухиной, посвященную феномену личности – ее мифологии, возникающей в недрах истории человечества, и ее реалиям, возможности человека создавать в себе те качества, которые позволяют делать свободным свой выбор и следовать этому выбору. Проблема развития, созидания и самостояния личности рассматривается в контексте исторически сложившихся условий и предпосылок развития. В качестве условий анализируются исторически сложившиеся в человеческой культуре следующие миры: реальность предметного мира; реальность образно-знаковых систем; природная реальность; реальность социального пространства. Кроме того, впервые специально рассматривается реальность мира внутреннего пространства личности: начиная от образов и знаков, присвоенных человеком посредством личного и социального опыта, и до образно-символической системы знаков (язык слова и другие средства сигнификации) как сущностной основы внутреннего пространства личности, определяющей потенциальные возможности творчества. В свое время Карл Поппер описал три мира, которые присущи человеческой культуре. Он писал: «Мы можем говорить, во-первых, о физическом мире (как о физических вещах, так и о физических состояниях); во-вторых, о субъективных состояниях нашего духа (в том числе об усвоении нами некоторой теории); и, в-третьих, о содержании каких-то теорий, например, о некоторых арифметических высказываниях и, скажем, об их истинности или ложности»1. Автор монографии «Личность: мифы и реальность» приняла для себя иные критерии выделения миров, присущих человеческой культуре. Описанные К.К. Поппером три мира не отрицаются, но входят составными частями в иную классификацию, а их содержательный анализ показывает, что автор новой работы идет своим уникальным путем при анализе миров, которые выступают как условие развития и бытия личности. В монографии уделяется специальное внимание предпосылкам, определяющим развитие: обсуждается генотип и судьба человека. Показывается, что если врожденные дефекты психики уводят человека «за пределы», то судьба несчастного предрешена. Особое место в монографии занимает раздел, посвященный механизмам развития и бытия личности. Здесь речь идет о таких обсуждаемых на протяжении всего ХХ столетия феноменах, как идентификация и обособление (психоанализ, экзистенциализм, другие теории и эмпирические исследования). В отличие от всех своих предшественников, апеллирующих к этим понятиям, автор рассматривает идентификацию и обособление как единый механизм развития и бытия личности на всех этапах онто- и филогенеза, начиная от генетически данных предтеч, проявляющихся спонтанно, до уровня, когда идентификация и обособление превращаются в профессиональную технологию (в искусстве, в работе психолога и др.) и содействуют укреплению личности в ее стремлении к свободе и самостоянию. Специально описываются и многие другие феноменологические проявления идентификации-обособления. Отдельный раздел посвящен внутренней позиции и самосознанию личности. Здесь обсуждаются социально-исторически заданные условия, определяющие ориентиры самосознания личности. В качестве структурных звеньев самосознания рассматриваются: 1 – имя как социальный знак, имеющий индивидуальное значение; 2 – притязание на признание , имеющее свои предтечи в недрах общественной истории человечества и свои особенности в каждую историческую эпоху; 3 – половая идентификация в ее социальных ожиданиях и индивидуальном воплощении; 4 – психологическое время личности , рассматриваемое через контекст мифологического и религиозных вероучений; 5 – социальное пространство личности , рассматриваемое через преломление социальных ценностей в индивидуальном сознании. Человек рассматривается автором как социальная единица и уникальная личность. Этот подход не имеет аналогов в психологии. Кроме того, автор обсуждает внутреннюю позицию личности как условие развития чувства личности, ее способности к самостоянию. При этом рассматриваются проблемы бытия плоти и духа, система личностных смыслов и чувство личности. Для обсуждения своих теоретических позиций автор привлекает множество научных и литературных источников, которые расширяют диапазон авторских постулатов и иллюстрируют теоретические позиции. Название монографии глубинно определяет убежденность автора в том, что в поиске истины мы претендуем на объективность, но подчас создаем мифы; в свою очередь мифы могут оказаться близкими к истине. Наши знания и откровения относительны. Но у человека нет другого пути в его стремлении приблизиться к истине. Монография призвана побуждать читателя к размышлению о том, что есть личность в человеке вообще и в нем самом в частности. Она адресована каждому, кто заинтересован в развитии собственной личности, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности ребенка, отрока, юноши, а так же тем, кто готов оказывать помощь и поддержку ближнему своему. 1 Поппер К.К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. М., 2002. С. 157.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |