Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2005 / Дагестанская молодежь в поисках смысла жизни

Этнопсихология

Стр. «122—132»

Зоя Гаджимурадова

Дагестанская молодежь в поисках смысла жизни

Категория «жизнь»

Среди понятий, характеризующих целостное бытие человека, категория «жизнь», безусловно, признаваемая общефилософской и рассматриваемая на протяжении всей истории человечества, относится к наиболее часто употребительной. В самом понятии «жизнь» заложена центральная проблема бытия человека – поиск и понимание смысла жизни.

Для объяснения природы и значения смыслов в жизни человека наиболее важными являются две фундаментальные способности человека – способность к самотрансценденции (выходу за пределы себя) и к самоустранению (принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе). При этом происходит осмысление как мира, включающего себя, так и отдельно себя.

Каждый человек взаимодействует с окружающим миром индивидуально, специфическим образом. В этом взаимодействии проявляется личностный уровень включенности человека в жизненную ситуацию, который характеризует зависимость внутреннего мира человека от внешнего мира.

Уникальность человека в выстраивании собственного бытия

Уникальность человека заключается в его способности активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие. Основой проявления активности личности являются базовые жизненные ориентации человека относительно жизненных ситуаций и условий, в которых и протекает его бытие [1].

Жизненные смыслы, как важная составляющая самосознания личности, выступают в качестве системообразуещего стержневого мотивационного компонента личности, который определяет перспективы ее развития и функционирования. Смыслы жизни – это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям. Поэтому принято считать, что жизненные смыслы и цели занимают ведущее место среди факторов – мотиваторов поведения и деятельности личности на данный момент времени и в будущем.

Смысл жизни

В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события) принято называть внутреннее мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. Совершая то или иное действие, человек осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл – это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.

В отличие от ценностей, своего рода смысловых универсалий, смыслы уникальны для каждого человека и каждого момента его жизни. Смыслы рождаются, трансформируются в зависимости от возраста, обстоятельств, состояний и отношений. Причем последние являются одной из важных характеристик личности, так как представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями – ее внутреннее ядро.

Смыслы и ценности локализованы в духовном измерении человеческого бытия. Они динамичны, зависят от обстоятельств, от внутреннего состояния субъекта и играют определяющую роль даже по отношению к собственным потребностям. Переживая утрату (отсутствие) смысла, индивид (по сути дела) переживает потенциальную недостижимость цели, неудовлетворенность потребности. И, следовательно, при любых смысловых ситуациях все в конечном итоге упирается в удовлетворение или неудовлетворение потребности. В процессе поиска смысла своих действий (и совокупности действий в бесконечных жизненных ситуациях) эмоции у индивида принимают все больше отрицательный характер, и возникают они, когда что-то «идет не так». Известно, что отрицательные эмоции – стимул к изменению характера действия. Следовательно, в качестве общего принципа в подходе к проблеме смысла жизни является это самое «не так». Индивид начинает искать смысл своих действий (или жизни), когда что-то у него «не так» [2].

Сама идея о смысле жизни является извечной и насущной для многих наук о человеке. Так, философы древности искали смысл жизни и видели его в естественном совершенстве: греки – в совершенстве формы; римляне – в совершенстве ума и силы.

Различные религии так же предлагали свои подходы к пониманию смысла человеческой жизни: с точки зрения исламского мировоззрения – это познание творений Аллаха и определение своего места и отношения к ним; в христианском мировоззрении – это стремление к совершенству – к Богу, в служении Отцу небесному и в деяниях добрых; буддисты видели смысл жизни – в отрешении от неистинности эмпирического мира и в стремлении к постижению всеобщей сущности. В психологической литературе жизненные смыслы рассматриваются в рамках исследований направленности личности, жизненных ценностей, личностных смыслов и ценностных ориентаций (С.Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.).

«Смысл жизни» В. Франкл характеризует как не- что, «в чем нуждается человек и ради чего он живет» [3]. Его основные идеи о стремлении к смыслу как основной движущей силы для человека легли в основу его логотерапии (от древнегреч. «логос» – смысл), в центре которой стоит задача помочь человеку в его поисках смысла жизни.

Современные исследователи психологии жизни человека, взяв за основу идеи В. Франкла, рассматривают стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как двигатель поведения и развития личности, как способность субъекта переживать ценности жизни, удовлетворяться ею, а отсутствие смысла – как первопричину «ноогенных и экзистенциальных неврозов», «экзистенциального вакуума» и «экзистенциальных фрустраций», лежащих в основе таких распространенных явлений, как наркомания, алкоголизм, юношеская преступность, рождающих у человека призыв, избежание, депрессию, протест, апатию к жизни, самонаказание и даже «бегство в смерть» [4].

Очевидно, что понимание человеком смысла жизни является необходимым условием нормального бытия личности в обществе, так как нет ничего в мире, что столь эффективно помогало бы человеку даже в самых неблагоприятных условиях, как уверенность в том, что смысл жизни существует [5].

В эпоху социальных перемен и кризисов, все больше усложняющихся условий общественной жизни от человека в особой мере требуется выбор верной жизненной линии, его целей и ориентаций, раскрытие своих возможностей, сохранение своего целостного внутреннего мира и его совершенствование в гармонии с собой, другими людьми и жизнью в целом.

Жизненные смыслы личности дагестанской молодежи

На формирование жизненных смыслов личности оказывают влияние, прежде всего, социально-психологические и социокультурные условия (факторы). Вместе с тем наблюдаются специфические особенности жизненных смыслов по возрастным (когортным), профессиональным, этническим и иным признакам. Для гуманитарных практик (включая образование) важно знать основные мотивационные (ценностно-целевые) тенденции той или иной социальной группы людей с тем, чтобы определить правильное направление проведения социальной политики в том или ином регионе страны.

Актуальность исследования смыслов жизни, как атрибутов самосознания дагестанской молодежи, определяется, с одной стороны, теми процессами, которые происходят в республике (война и нестабильность в сопредельных с Дагестаном регионах, крайняя экономическая отсталость, низкий прожиточный уровень, безработица, преступность), в России и в обществе в целом, а с другой – особенностями развития личности в этом возрасте. Молодежь характеризуется особой сензитивностью к социальным влияниям, а содержание ее самосознания является индикатором изменений в обществе.

Знание реальных ценностных ориентаций, целей и смыслов жизни как в обществе в целом, так и на уровне его конкретных представителей может не только способствовать продуктивности общения и воспитания в ситуации всеобщих перемен и кризисов, но и послужить материалом для построения программы развития и саморазвития гармонично развивающейся автономной личности, способной самостоятельно решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.

Мы изучали систему жизненных смыслов на примере групп студентов вузов Дагестана (Даггоспедуниверситета, Даггосуниверситета, филиала Московской государственной юридической академии в Махачкале) с апреля по декабрь 2004 года.

Цель и гипотеза исследования

Цель исследования – выявить: специфические особенности жизненных смыслов дагестанской молодежи; иерархическое строение жизненных смыслов в период глобальных перемен и всеобщего кризиса.

Гипотеза состоит в предположении о том, что жизненные смыслы как результат социокультурных влияний имеют общественно-исторические, этнокультурные и возрастные особенности.

В процессе исследования испытуемые в форме рефлексивного самоотчета высказывались о смысле жизни. Самоотчету была предпослана инструкция, направленная на разъяснение задания. Обработка эмпирического материала проводилась по методу контент-анализа. В кодировочной матрице для контент-анализа отмечались наиболее часто встречаемые единицы. Процедура регистрации указанных единиц анализа основывалась на фиксации законченных мысли или суждения.

Результаты исследования

В результате частотных распределений («веса») выделенных единиц анализа было установлено, что молодежь выделила в виде главной ценности «обширные знания» и «стремление выполнять высокооплачиваемую и интересную» работу [« Хочу продолжить учебу в аспирантуре», «После окончания университета желаю получить дополнительное образование», «Хо- чу сделать карьеру», «Добиться успехов в работе», «Работать на престижном предприятии» ].

Значимость образования и работы

Столь единодушное выдвижение главных ценностей на первое место говорит о значимости образования и будущей работы.

Помимо названных ценностей, выделяются еще две не менее значимые и предпочитаемые цели – «иметь свою семью» (обязательно двоих или более детей) и «зарабатывать много денег». Такие жизненные смыслы, как наличие денег и обширные знания, выступают для молодежи как средство реализации еще целого ряда значимых жизненных планов – «обеспечить старость своих родителей», «помочь своим близким и родным (сестрам, братьям)», «обеспечить материально свою семью», «обеспечить будущее своих детей», «занять должность», «построить свой дом, купить машину», «стать самостоятельным и независимым », «путешествовать по разным странам» . Очевидно, что «интересная и высокооплачиваемая» работа возможна лишь в том случае, когда человек профессионально подготовлен, имеет образование.

Особое место занимает тема денег как символа стабильности жизни

Деньги в структуре жизненных смыслов молодежи играют большую роль. Отношение к деньгах детерминировано рыночными отношениями и капитализацией общества. Сегодня формируется ценностное отношение к человеку как собственнику.

Анализ полученных данных позволил нам выявить определенные этнокультурные особенности жизненных смыслов дагестанской молодежи. Абсолютное большинство юношей и девушек (98% от N = 500) показывают, что смыслом их жизни является «обеспечение старости своих родителей, оказание помощи и поддержки младшим сестрам и братьям, родным и близким». Типичными для опрошенных студентов явились следующие позиции: «Смыслом моей жизни является забота о матери, об отце», «Жить и работать так, чтобы родители гордились мною», «Мои родители – это моя жизнь, я все сделаю в жизни для них», «Хочу поднять на ноги своих младших братьев и сестер», «Мои родители – мой смысл жизни, буду жить ради них. Они дали мне все!»

Высказываемое отношение к родным и близким восходит к таким древним традициям (адатам) Дагестана, как взаимопомощь, уважение старших, преданность своей семье, роду, селу. Оно закреплено в общедагестанской пословице «Кто не живет для других, тот не живет и для себя». Все это подтверждает известную направленность коллективистских культур на других, на общество.

Кроме того, было выявлено ценностное отношение дагестанцев к браку: подавляющее большинство юношей и девушек видят смысл своей жизни в супружестве и в детях: «Как и все добропорядочные люди, вижу смысл жизни в том, чтобы построить дом, вырастить собственных детей, двоих сыновей и двух дочерей. Дом с детьми – это базар, но дом без детей – это могила (кумыкская пословица)»; «Хочу пятерых сыновей. Сын, говорят у нас в Дагестане, памятник отцу»; «В детях вижу свое будущее, свой смысл жизни»; «Кто не родит детей, тот не знает любви, говорят у аварцев, и моя мечта вырастить красивых, здоровых, воспитанных детей» .

Такое видение жизни – результат традиционного воспитания в духе многовековых обычаев Дагестана. Здесь издревле: многодетная, крепкая, дружная семья составляет ценнейшую ценность; женатый мужчина и замужняя женщина имеют почет и уважение (несемейные вызывают нарекания, кривотолки или сочувствие).

Также было обнаружено влияние современных социальных тенденций на самосознание дагестанских девушек. Появилась особая часть из них, которая видит свое будущее «в самостоятельной и независимой жизни». Стремление к автономности вызвано новой социальной ситуацией и влиянием идей нового миропорядка.

Угрозы единства и национальной безопасности

Нас также интересовало влияние политических событий на жизненные смыслы молодежи. Дагестан расположен на сравнительно небольшой (50,3 тыс. кв.км) территории и окружен со всех сторон историческими соседями, известными в настоящее время своими сепаратистскими настроениями. Здесь, в силу географического и геополитического положения республики, с особой силой ощущаются угрозы единства и национальной безопасности России: в сопредельной Чечне продолжаются в течение 14 лет боевые действия, Дагестан все это время является нелегальным коридором для транзита оружия и боевиков через Грузию, Азербайджан, в Чечню и обратно, объектом для нападения бандформирований и проведения терактов. Грузия, Азербайджан, Чечня тяготеют к Востоку и к США и заражают разрушительными идеями своих соседей [6].

На самосознание дагестанцев также оказывают колоссальное влияние:

1 – мусульманская цивилизация Ближнего и Среднего Востока, бывшая духовным ориентиром Дагестана (до его присоединения к России и восстанавливающая свои позиции в настоящее время);

2 – Россия, в составе которой народы Дагестана развивались в течение последних двух столетий.

В то же время газеты, журналы, телевидение, Интернет создают мощные коммуникационные поля, транслирующие новые идеи и стандарты эпохи цивилизации [7]. Несмотря на все эти обстоятельства, в ответах дагестанских юношей и девушек нами не отмечены интенции или стремление к автономности (например, к отделению Дагестана от России). Напротив, в самоотчетах находим особого рода откровения: «Хо- чу быть полезным своей малой Родине – Дагестану, и большой Родине – России», «Хочу стать героем России », «Смысл своей жизни вижу в служении Аллаху, Отечеству и Президенту», «Хотела бы быть знаменитой журналисткой в Останкино, как моя землячка Ирада Зейналова».

Особенности смысла жизни в контексте особенностей организации общественной жизни

Полученные суждения дагестанской молодежи объясняются сложившейся особенностью самосознания дагестанцев, этническая идентификация которых идет снизу вверх:

1 – с собственно этнической группой;

2 – с полиэтнической дагестанской общностью;

3 – с обществом более высокого порядка – общероссийским государственным устройством. Молодежь, как показало исследование, является носителем этих традиций.

Типы ориентаций на смысл жизни

Анализ полученных данных позволил выделить типы ориентаций на смыслы жизни современной дагестанской молодежи.

Первый тип условно можно назвать «традиционалистами ». Они получают образование, чтобы получить диплом, работать по специальности. Дом, семья, родители, дети составляют их смысл жизни. Они религиозны, социально пассивны. Среди них часто встречаются исламисты крайнего толка. Проявляют ригидность и невосприимчивость к переменам общественной жизни. В основном эти студенты – выходцы из села.

Второй тип – «цивилизованные предприниматели ». Предпочитают достижение успеха в сфере бизнеса, получают высшее образования для того, чтобы быстро продвигаться по служебной лестнице, заниматься руководящей деятельностью, у них развиты такие личностные качества, как индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, независимость, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая «вживаемость» в новые условия.

Среди них выделяются наиболее «продвинутые». Высшее образование получают с целью свободного овладения иностранными языками, возможности жить и работать за границей, путешествовать.

Как видим, представители второго типа дагестанской молодежи более подготовлены для вхождения в «новый» средний класс, они относятся к социальным оптимистам, готовы интегрироваться с современными идеями Запада и США.

Понимание смысла жизни – и есть сам смысл

В исследовании в качестве основных блоков важнейших жизненных целей, существующих в массовом сознании, выделились также желание «расти над собой », развиваясь интеллектуально, нравственно и эстетически, желание стать в итоге «сильным и независимым », «желание принести пользу обществу», «желание добиться успеха», чтобы этот успех был «оценен окружающими», желание «испытать настоящую дружбу, любовь» «стать знаменитым» и/или «уважаемым человеком», желание «сделать что-нибудь для людей», «ради мира и сохранения природы на Земле», «прекратить войны и конфликты», «обязательно оставить на Земле свой след», и отдельно от этого: «жить с верой в Аллаха и в добро», «служить идеям Всевышнего и быть добропорядочным мусульманином».

Здесь понимание смысла жизни и составляет сам смысл жизни.

Анализ результатов эмпирического исследования жизненных смыслов дагестанской молодежи позволяет нам сформулировать следующие выводы:

1. Смысл жизни как проблема жизненной позиции выступает в качестве организующего мотивационного компонента личности.

2. Поиск смысла жизни для современной молодежи – это реальные и идеальные проекты на будущее, имеющие личностную значимость прежде всего. Значимые позиции на настоящее (учеба, любовь, семья) обычно не обсуждаются в контексте смысла жизни.

3. На формирование смыслов жизни дагестанской молодежи существенное влияние оказывают общественно- политические, экономические и социокультурные условия, исторические и этнические установки и стереотипы.

4. Смыслы жизни современной дагестанской молодежи в основном составляют цели обыденной повседневной жизни. Среди них отмечается увеличение таких ориентиров, как профессиональный и личностный рост, стремление к власти, цивилизованная предприимчивость, а также потребительский эгалитаризм, отражающие тенденции современной эпохи.

5. Сложившейся особенностью самосознания дагестанцев является этническая идентификация с собственно этнической группой, с полиэтнической дагестанской общностью и с обществом более высокого порядка – общероссийским государственным устройством, соотносительная значимость которых идет снизу вверх, и молодежь является носителем этих традиций: дагестанские юноши и девушки видят реализацию своих жизненных целей в границах своей большой Родины – России.

6. Исследование позволяет условно разделить молодежь на две группы: на «традиционалистов» и «предпринимателей».

«Традиционалисты» социально пассивны. Они отражают стремление «быть как все», их усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей. В среде «традиционалистов» много религиозных. Их характеризует стихийное следование стереотипам, подчинение общественным нормам, синкретичность ориентаций на духовное содержание жизненных смыслов. Такая позиция закрепляет традиции общественной жизни и стереотипно воспроизводит их из поколения в поколение.

«Предприниматели» более творчески относятся к собственной жизни, особенно в условиях, когда их преобразующая инициатива приводит к социальным успехам. «Предприниматели» социально активны, идут смело и открыто навстречу идеям нового миропорядка.

В начале XXI века смыслы жизни фиксированы на адатах

Анализ результатов исследования показал типичную (для начала XXI века) картину поиска смысла жизни. У молодого поколения Дагестана, несмотря на влияние тенденций нового времени, смыслы и цели жизни остаются фиксированными на адатах (древних обычаях предков). При этом значительная часть молодежи готова также интегрироваться с новыми идеалами и ценностями Запада, США и Востока, что способствует расширению самосознания и обеспечивает безопасность отдельной личности и общества в целом.


  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  2. Колесов Д.В. Психология смысла // Развитие личности. М., 2003. № 1. С. 47–50.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Сборник. М.: Прогресс, 1990.
  4. Смысл человеческой жизни / Ред.: Николай, Митрополит Нижегородский и Арзамасский, Б.П. Шульгин. Н. Новгород, 1992; Голубчик В.М., Тверская М.Н. Человек и смерть: поиски смысла. М., 1994; Зеленкова И.Л. Проблемы смысла жизни. Минск, 1988.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Франкл В . Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.: Смысл, 2004; Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы Международной конференции (Москва, 19–21 мая 2005 г .). М.: Смысл, 2005.
  6. Амиров С. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе // Развитие личности. 2003. № 4. С. 44–50; Гасанов К. Личность в противоречивой конфессиональной ситуации в условиях Дагестана // Развитие личности. 2003. № 4. С. 133–143; 2004. № 1. С. 144–155; Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. Махачкала: Юпитер, 2002; Султанов К. Дети Дербента на пути к открытости и толерантности // Развитие личности. 2004. № 2. С. 180–186.
  7. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. Махачкала: Юпитер, 2002. C . 3–6.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности