Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2005 / Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «133—142»

Валерия Мухина

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни*

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?»

Книга Притчей Соломоновых [24:11] **

«Ибо гнев человека не творит правды Божией»

Послание Иакова [1:20]

Х. Должно ли убийство караться смертной казнью?

«Казнить нельзя помиловать»

Кто не знает апокрифического суждения, лексемы из мифа истории: «Казнить нельзя помиловать» ? В каких местах расставить знаки препинания? Должно быть, мифическое или реальное лицо, придумавшее эту задачу, было с изощренным иезуитским умом, но возможно, что это был умный правитель, который хотел проверить добросовестность своих подчиненных…

Когда сегодня это суждение с затаенным двойным ответом, определяемым элементарным знаком «в виде запятой», используется для того, чтобы определенно заявить: «Убийство должно караться смертной казнью », мне делается не по себе. Полагаю, это не тот случай, когда можно играть словами.

Между тем я сочла правомерным передать в руки каждому из своих подопечных пожизненно осужденных статью В.И. Добренькова «И по Закону, и по Справедливости убийство должно караться смертной казнью». Статья входит в серию «Дискуссия». Полагаю, что выслушать мнение пожизненно осужденных по поводу «казнить» или «казнить нельзя» было бы вполне справедливо.

«Участие в «Дискуссии» – тяжелое испытание для пожизненно осужденных»

Я не сомневаюсь в том, что участие в этой «Дискуссии » для пожизненно осужденных (многие из них были приговорены прежде к смертной казни) – серьезное испытание, так как я уже знаю проблемы, обсуждение которых они всячески избегают. Я полагаю, что этих тем они не касаются и при общении друг с другом и каждый наедине с самим собой. Я хорошо понимаю это стремление избежать переживания события ужасающего прошлого.

Однако за пределами их внутреннего «я», за пределами зоны, в миру, люди обсуждают эту проблему. Почему кто-то сторонний или жертва имеют свои суждения, а осужденные не должны думать и иметь свое мнение?

В результате оказалось, что осужденные отреагировали по-разному.

Часть из моих подопечных смолчали. Они просто не стали писать. Надеюсь, что эта пауза временная. Я их понимаю .

 

Многие написали по поводу статьи «Убийство должно караться смертной казнью». Здесь приведем два письма.

 

Письмо Сергея Х.

«Здравствуйте, уважаемая Валерия Сергеевна! Очень рад снова пообщаться с Вами здесь, в этом письме. Представляете, 22 апреля весь был под впечатлением Вашего приезда, под впечатлением фильма, который Вы привозили, и начисто забыл поздравить Вас и Леонида со Светлым Христовым Воскресением – Пасхою, а также с Днем Победы, конечно! Поэтому от всей души сейчас Вас поздравляю и желаю Вам крепости духовной и телесной, отличного настроения и успехов во всех Ваших делах! Привет и Леониду!

«Прочитал… работу В.И. Добренькова…»

Вот, прочитал привезенную Вами работу В.И. Добренькова «Преступление и наказание. Криминализация России как социально-политическое явление».

«Он буквально молится за смертную казнь…»

Прочитал несколько раз. Сильно написано, даже очень, видно на каждой странице, что автор сам выстрадал все то, что написал: конечно, много моментов есть спорных, я не думаю, что после отмены моратория на смертную казнь «Россия наконец-то вздохнет всей грудью, станет снова все стабильно и спокойно, как 25 лет назад… с новой силой заколосится золотая пшеница на полях, увеличится ВВП». Нет, конечно. Зря автор привязал упавший авторитет России и ее статус сверхдержавы к неисполнению смертной казни в стране. Он здесь, на каждой странице, буквально молится за эту смертную казнь, как на икону Пресвятой Богородицы… вот только она родная и спасет наше Отечество от полной деградации и гибели, вот забоятся наконец отморозки смертной казни и кончится на Руси смутное время!.. Бред какой-то…

«По совести я ему союзник…»

И все же… Я его поддерживаю , правда на стороне этого В.И. Добренькова. Я ведь сам – убийца и вижу, что прав он, а не «либералы» и прочие «враги Родины», которых он тут чехвостит вместе с Б.Н. Ельциным. По логике – я враг этому писателю, но по совести – я ему союзник и это искренне. Я сам убил троих членов семьи в 1992 году, убил из мести , не буду здесь повторяться, ведь Вы все знаете из бесед и писем…

«Отец потерпевшего семейства сказал: «Я его прощаю…»

На суде отец семейства не мог сдержать своих слез, вот ему-то, кажется, и карты в руки – верши свой суд, вот перед Тобой Твой враг – убийца Твоей семьи, ни о каких мораториях тогда и слыхом не слыхивали, вперед! А Он сказал тогда на суде фразу, которая потрясла меня до глубины души: «Я его прощаю; относитесь к нему по-христиански». Sic!!!

Я теперь каждый день молюсь за то, чтобы Господь оберегал Его и его сына, чтобы все у Них в жизни было хорошо. Помоги Им Бог!

Тогда, в ноябре 1993 года мне все-таки вынесли исключительную меру наказания – расстрел, ну, думаю, заслужил, готовься… Но минул год, наступил уже 1994-й, а я все живой, а совесть-то в карман не спрячешь, понимаю, что виноват перед людьми.

«Я… просил, чтобы в отношении меня привели приговор в исполнение…»

В феврале 1994-го я написал президенту Б.Н. Ельцину бумагу, в которой просил, чтобы в отношении меня привели приговор в исполнение. Через несколько дней ко мне на 6-й коридор (в Бутырках) пришел с бумагой майор и сказал, чтобы я «расписался вот здесь и здесь, что мне РАЗЪЯСНЕНО, и чтобы сидел и ждал своей участи, как все».

«Наше наказание растянуто по дням на долгие годы…»

Правильно говорят: «Неисповедимы Твои пути Господи», – я жив и нахожусь сейчас на пожизненном заключении в Мордовии, но эту «жизнь» жизнью в том понимании, в котором мы ее знаем, назвать нельзя. Это мука, здесь очень тяжело, наше наказание растянуто по дням на долгие годы. Иной раз задумываешься: какой жестокий человек это все придумал? И главное: зачем? Сокамерники, сменяя друг друга, говорят мне одни и те же жестокие слова: «Серега, здесь 95% нужно облить бензином и сжечь, все сгнили, нормальных, полноценных людей почти нет»… Выходит, прав этот социолог из МГУ, лучше «вышка» – расстрел, чем это «бессмысленное изощренное издевательство » и к тому же, как пишет он, «трата денежных средств, которые можно было бы направить в больницы, детские сады и интернаты».

Я – преступник, но и меня коснулась «русская криминальная революция»: нашу квартиру ограбили наркоманы в 1993 году, как раз когда моя Матушка ездила ко мне на суд, вернулась со слезами на глазах и рукой держась за сердце – сыну дали исключительную меру… а дверь в квартиру соседи завязали на веревочку, в квартире пусто… (Заявлять Мама не стала.)

«Я надеюсь, что Бог накажет гоблинов…»

В.И. Добреньков пишет о горе, которое постигло его семью – были убиты его родная дочь, жених дочери. Царствие им Небесное, пусть земля им будет пухом. Я надеюсь, что Бог накажет гоблинов, которые содеяли это. Моего брата Олега, который возвращался с работы, ударили в подъезде ножом в легкое, долго лежал в реанимации. Слава Богу – выжил; а другого братика – Ромку, ударили в лифте собственного дома четыре раза ножом в спину. Он был морским пехотинцем, имел I разряд по боксу, поэтому напали со спины. Когда я узнал, что его убили, то не мог сдержать слез, ходил по камере и ревел. Поэтому я согласен с этим социологом, он прав, в России должен быть отменен мораторий; и я не один такой, мой сокамерник Сергей С. считает так же.

«За свои преступления мы должны отвечать…»

Социолог пишет, что криминальный террор ежегодно уносит жизни до 100 тыс. российских граждан, россияне нигде и никогда не могут чувствовать себя в полной безопасности. Криминальная опасность стала угрозой национальной безопасности страны, она подрывает все основы ее существования. И это не просто данные, не голая статистика, я тоже внес в нее свою черную лепту, и даже самым искренним раскаянием и самым «ударным трудом на производстве» не вернуть загубленные жизни. Я до сих пор помню глаза своего потерпевшего и его слова, сказанные на суде, поэтому считаю, что за свои преступления мы должны отвечать.

Вот, Валерия Сергеевна, Вы просили обязательно высказать свое мнение.

Я это сделал.

До свидания.

Помоги Вам Господь.

С уважением, Сергей Х.

25. 04.2005 г .»

Сережа, я Вас понимаю.

Письмо Андрея С.

«Ибо суд без милости не оказавшему милость; милость превозносится над судом».

Послание Иакова [2:13]

«Кто действительно имеет право судить всех, ибо Сам не имеет греха…»

«Все Писание богодухновенно…» Понимаете? Все без исключения и значит вышеприведенные цитаты из Библии являются словами Божьими, словами Того, Кто действительно имеет право судить всех, ибо Сам не имеет греха, но Он, как видите, суду предпочитает милосердие. Это для господина Добренькова и иже с ним…

Здравствуйте Валерия Сергеевна. Мир Вам, дорогой человек.

Да благословит Вас Господь Бог Всемогущий, совершенство Которого я возвещаю Вам.

Теперь понимаете, почему я потерян для мира и со мною многие другие, хотя и живем в мире? Да, да, именно поэтому, потому что в мире правят добреньковы, не знающие жалости, вернее, не они, дьявол через них. А Царь Царства Небесного милосерден и сострадателен, и Он Сам есть любовь, которой нет в мире. Конечно, Валерия Сергеевна, читая все эти слова, Вы или кто-то другой из мира сего можете сказать, что я ищу оправдания себе, оправдания тому, что по грехам и преступлениям моим я должен быть мертв, но все еще живу. Поверьте, не этого я ищу и вообще разговор веду не о себе и не о таких, как я, и даже не о Добренькове и ему подобных, визжащих о справедливости человека, а о человечестве в общем и о каждом человеке в частности, о каждом человеке, который в миниатюре являет собой состояние всего человечества с тем лишь различием, что один являет одну крайность, другой другую, но о всех нас сказано не человеками, а Самим Господом: «Все согрешили и все лишены славы Божьей». Понимаете? «Все» – это и значит, что все без исключения, и значит, что все без исключения лишены славы Божьей, т.е. как ныне мы удалены (не я, не христиане, а неверующие люди, грешники), так и в судный день будем изгнаны в место проклятия, и от гнева Божьего есть только одно укрытие – во Христе, как во время потопа спаслось восемь душ в ковчеге.

«Почему Господь одних животных называет чистыми, а других нечистыми?»

Я говорю о состоянии каждого человека и хочу описать весьма интересный образ, данный нам в Ветхом Завете, который открыт в жертвоприношениях таких животных, как овца, телец и козел. Конечно, овца является прообразом истинного Агнца – Сына Божьего, но у овцы есть нечто общее с тельцом и с козлом, что сделало их пригодными для жертвенника. Что? Давайте рассмотрим это, помня, что дело тут не в животных и что животные – это только образы для нас, т.е. соотнесем эти образы с людьми. Итак, всякая жертва в Ветхом Завете названа святыней, что означает полное посвящение. Евреям разрешалось есть только чистых животных, т.е. только тех, которые приносились в жертву. Это потому, что сам Израиль был изначально задуман Богом, как народ священников для всей земли, и так будет в Миллениуме – в тысячелетнем Царстве Христа, а всякий священник должен питаться от жертвенника, вот и заповедь не есть ни- чего нечистого. Но почему Господь одних животных называет чистыми, а других нечистыми? Вы не задумывались над этим вопросом, Валерия Сергеевна? Неужели дело в разрезе на копытах и в том, что жует жвачку животное или нет? А может быть, в особенностях организма? Конечно, дело не в этих показателях и даже не в повадках, потому что если смотреть на повадки, то лошадь, которая названа нечистой, куда благороднее и чище смотрится по сравнению с жертвенными животными, она никогда не будет пить из грязного ведра, из лужи и т.д. Так почему? По характеру, если можно так назвать, по жертвенному характеру. Понимаете? Вот в чем этот характер раскрывается. Вы, Валерия Сергеевна, москвичка и возможно, что Вам не доводилось видеть, как убивают скот, но дело именно в этом. Немного опишу, взяв в пример чистого ягненка и нечистую свинью. Ягненка либо привязывают, либо зажимают между ног, запрокидывают ему голову и, перерезав горло, отступают от него. Ягненок падает и тихо умирает, и поверьте, редко издает при этом жалобное блеянье. Это его чистота *** . А вот свинья… О! на нее наваливаются, ей держат ноги и ей наступают на шею, чтобы не дрыгалась, и при этом она издает такие визги, что в соседней деревне слышно бывает. Потом ей всаживают в грудину широкий и острый нож-свинокол и либо продолжают ее держать, либо отпускают. Когда начинается разделка, тот кто ее резал, смотрит на свою «работу», на сердце свиньи, а оно, как правило, бывает чуть ли не надвое рассеченным. Видите? Свинья орет и брыкается, отстаивая свои права, в данном случае право на жизнь, и она продолжает это делать, визжа и бегая, даже будучи практически убитой. По Божьей справедливости нас нужно всех убить, ибо Он тут Хозяин и Он устанавливает законы, нарушение которых называется грехом, но люди, подобные описанной свинье, отстаивают свои права на жизнь вместо того, чтобы смиренно признать правоту Божьего суда, встать перед Богом смиренно на колени, подобно агнцам и просить Его милости.

«А кто есть кто – пойди и разберись…»

К тому же люди показали уже, что они свиньи, растерзав Того, Кто дал им жизнь, как это иногда случается в больших свинарниках – ходит человек изо дня в день, кормит свиней, но в один из дней, неся им пойло, вдруг, поскользнувшись, падает под их ноги, и они тут же налетают на него и сжирают. Одно слово – свиньи, и лучше не скажешь, а демократия – это расчудесный свинарник, в котором позволено любому и каждому визжать о своих правах, но при этом почему-то забывать, что находящийся рядом поросенок имеет такие же свинские права, и забыв, забираться копытами в его корыто и съедать там все, что туда принесло демократическое изобилие. Есть, конечно, и другие несчастные животные, ну хотя бы похотливый, внешне ухоженный жеребец или безобразный на вид, горбатый, злопамятный верблюд, или упрямый осел… А кто есть кто – пойди и разберись, и не сможешь, это каждый должен сам осознать, осмыслив, что он далек от Божьих стандартов и совсем не походит на ягненка.

Вот хоть тот же Добреньков. Кто он? Злопамятен и мстителен, как верблюд, жесток и беспощаден, а значит, и похотлив, как жеребец, охраняющий свой «табун», а визжит о своих правах на месть, забывая, что сам жить уже по вышесказанному недостоин, как зарезанная свинья. Покажите ему это письмо и спросите его: «Так кто ты?», и он скажет, что он человек, но он заблуждается – на человека он только внешне похож, а по внутреннему состоянию является неведомым монстром, внутри у него нет человеческого, но там образ зверя, который есть дьявол и человекоубийца ****. Ибо они умеют различать между добром и злом, избирают второе под эгидой справедливости. Впрочем, не всегда нет возможности разобраться. Например, я могу сказать довольно точно о местных заключенных, совершит человек убийство или не совершит, если у меня будет возможность пожить рядом с этим человеком. Каким образом? По внешним его проявлениям, то есть сравнивая эмоции с делами плоти. Глядя на Божии творения и видя идеальный порядок, мы постигаем, что творец наш есть Бог порядка, а не Бог хаоса. Хаос несет сатана.

«Вот я сейчас сижу с человеком… это еще один кандидат в «астронавты»…»

Вот я сейчас сижу с человеком спокойным, я бы даже сказал вялым, похоже, что это еще один кандидат в «астронавты», которыми Вы занимаетесь; его ничто не интересует, хотя ему интересна любая информация, то есть послушать он готов всегда, хоть ему сказку «про курочку Рябу» каждый день рассказывай, но информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает, спроси через десять минут, о чем говорил – и не вспомнит. Нет у человека целостности, как инертная протоплазма живет – куда уклон, туда и сползает. Но самое интересное в том, что я заметил в людях, обратившихся ко Христу, – это то, что Бог их есть Бог порядка. То есть они выражают свое внутреннее состояние во внешнем мире на уровне подсознания. Если мой сокамерник, не знающий Бога, все свои вещи содержит в состоянии «порядка» – как упала, так пусть и лежит, то познавшие Христа не могут терпеть хаоса, то есть Господь приводит в порядок их головы, их мысли, и это неизменно проявляется во внешнем мире. У тех же, кто живет неряшливо, вся их неряшливость является не чем иным, как проявлением их турбулентных завихрений внутри их головы, хаоса в мозгах. Ну а мы знаем, что в природе не существует пустот и там, где нет строгого порядка, сразу начинается действие хаоса. Помните, как в «Собачьем сердце» Булгакова Швондер распевал революционные гимны со всем домкомом, а канализация, водоснабжение и отопление под эти гимны потихоньку приходили в негодность. Профессор Преображенский на это изрек: «…разруха не в клозетах, а в головах». Помните?

«Убийство – это одно из проявлений хаоса…»

Итак, хаос – это разрушение порядка и убийство – это одно из проявлений хаоса, принесшего разру- шение телу человека как творению Божьему, ведь Создатель только Бог, а разрушитель – диавол.

«Впрочем, не буду оскорблять Вашу почтенную науку о душе…»

Когда появился этот хаос, который проявился в убийстве? Я говорю не об истории человечества, а о жизни человека, который убил. Конечно, не в момент совершения преступления. Он начался задолго до этого, еще с момента миропознания и возможно его началом стала какая-то небрежно брошенная тряпка матерью убийцы, скажем, ее халат, которому валяться вот тут или там – это норма. Нечто я нахожу и в своем прошлом. Понимаете? Но состояние нашего окружающего мира – это только показатель, а истинный порядок, конечно, может навести в сокровенном человеке только Христос, созидая человека заново по Своему образу и по Своему подобию, которые князь века сего искорежил и обезобразил в нас до неузнаваемости. Это созидание духовное, а не материальное, и сами мы не в силах сделать это дело. Вот, например, психология пытается сделать это, пытается совершить труд, который под силу только Всемогущему Богу. Но, увы, не может, ведь никакая психология природы человеческой не меняет, а значит – она только штампует подделки, уподобляясь людям-косметологам, которые работают в моргах, готовя трупы к погребению «чтобы покрасивее в гробу выглядел», и это истинно так. Согласны? Впрочем, не буду оскорблять Вашу почтенную науку о душе. К тому же нам не пристало спорить, ибо мы познали, что в спорах рождается не истина, а только распри. Как-то у одного розовощекого здоровяка спросили: «Как Вам удается сохранить свое здоровье?» Он ответил: «А я никогда ни с кем не спорю». «Да не может быть!» – воскликнули любопытные люди и тот час получили такой ответ: «Ну да, совершенно не может такого быть».

«Я с Вами во всем согласен как человек…»

А Вы говорите, Валерия Сергеевна, что я с Вами никогда ни в чем не соглашаюсь. Совершенно не правильно думаете! Верите? Я с Вами во всем согласен как человек, ибо понимаю, что хорошее дело Вы делаете. Как же я могу быть противником хорошего? Но дело в том, что помимо хорошего и плохого в мире, есть еще совершеннейшее видение Божие, которое миру часто кажется безумием. Как Петр говорил Иисусу, упрашивая Его не идти в Иерусалим на смерть. Хорошее говорил и делал Петр? По человеческому разумению – хорошее, а по Божьему вот какой ответ получил апостол от Господа: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне искушение, ибо думаешь не о том, что Божие, но о том, что человеческое». Видите? Думаю, что Петр тогда обиделся и сказал сам себе: «Вот и желай Ему добра…», но потом, только потом Петр понял, что тогда Иисус шел умирать вместо него на чудовищном кресте, и понял, что его, Петровы, хорошие, добрые душевные порывы по отношению к своему Учителю были подобны грязным лохмотьям по сравнению с совершенной безусловной Божьей любовью, будучи движим которой Иисус шел в Иерусалиме.

Ну вот и все написал, что хотел написать сегодня.

Не болейте. Да благословит и да сохранит Вас Господь. До свидания.

С молитвой и Божьей любовью, Ваш покорный слуга,

Андрей. 13.05.05 год».

Андрей, я вас понимаю. Однако не следует ли вспомнить притчу о соломинке в глазу ближнего своего…

Я не конформист. Во всяком случае, я умею делать выбор и следовать этому выбору в заданных обстоятельствами условиях.

«Мне ближе тот, пострадавший, который сказал: «Я его прощаю…»

Я хочу сказать, что понимаю выбор, который делает каждый из моих подопечных, и поддерживаю их человеческое право поступать в соответствии с их чувствами, мотивами и решениями. Поэтому я принимаю любое из их проявлений в отношении к моему предложению отозваться на статью В.И. Добренькова. Что касается реакции на страшную трагедию потери дорогих близких, то мне ближе тот пострадавший от неправедной руки мстителя, который сказал судьям: «Я его прощаю. Относитесь к нему по-христиански». Позиция Сергея, все же, мне ближе.

«Я – милость, посланная Богом…»

После прочтения гранок Андрей делает приписку: « Душевный человек Вы и не поняли ничего. Моя брань не против Добренькова – он сам раб дьявола и являет его, исполняя волю сатаны. Мне жалко Добренькова и я его не сужу, а хочу ему показать, что он в беде. Такая реакция, подобная Вашей, не нова. Исайе кричали иудеи: «А! Так ты говорил о милости, а мы думали, что разговор о суде!» Я – милость, посланная Богом, и она может на повториться. Поэтому всё по-христиански ».

Очевидно, Андрей предполагает, что его устами говорит Сам Господь.

(Продолжение следует)


* Продолжение. Начало: Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60; № 4. С. 100–114; № 1. С. 97–117; № 4. С. 121–143; 2004. № 1. С. 118–130; № 2. С. 128–145; № 3. С. 115–127. № 4. С. 97–106; 2005. № 1. С. 157–175.

** Эти эпиграфы заимствованы мною у осужденного Андрея Смехова.

***После прочтения гранок Андрей пишет на полях: «Видите? И книга Каца о том же, она пришла для Вас по сути, хотя и мне ее прислали».

**** После прочтения гранок Андрей добавляет: «Не плоть и кровь, а дух сатаны. Не Добреньков, а князь тьмы, стоящий за ним».

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности