Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2002 / Вера Федоровна Шмидт — автор «Дневника матери» (биографическая справка)

Исследование развития личности: дневниковые наблюдения

Стр. «190—193»

От редакции Вера Федоровна Шмидт — автор «Дневника матери» (биографическая справка)

Журнал начинают публиковать дневник наблюдения матери за развитием собственного ребенка от рождения до шести лет, о существовании которого знали многие специалисты в области психологии и педагогики. Автор дневника — известный педагог, педолог, специалист в области дошкольного воспитания, одна из ключевых фигур в Русском психоаналитическом обществе в 1920-е годы, супруга известного организатора отечественной науки, полярника, академика Отто Юльевича Шмидта — Вера Федоровна Шмидт.

Предваряя публикацию текстов «Дневника матери», приведем краткие биографические сведения об авторе*.

Биографические сведения

Вера Федоровна Шмидт (урожденная Яницкая) родилась 27 июля (по старому стилю) 1889 г. на Украине в небольшом городке Староконстантинове Волынской губернии в семье военного полкового врача. Детские годы Веры прошли в Киеве, а школьные — в Одессе, где она окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью.

С ранней молодости Вера Федоровна выбрала педагогику своей будущей профессией, а дошкольное воспитание — сферой своих интересов. В 1908 году Вера Яницкая поступает на Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге, на которых знакомится с новыми течениями в педагогике, с деятельностью П.Ф. Лесгафта, проявляет интерес к возникающим в России народными детскими садами. Окончив ВЖК в 1912 г., становится вольнослушательницей Фребелевского педагогического института в Киеве, где в течение трех лет изучает педагогические дисциплины и ведет практические занятия с детьми. Позднее Вера Федоровна пополняла свое образование еще на курсах в Институте высшей нервной деятельности (1920-е гг.) и Университете марксизма-ленинизма (1936 г.).

В 1913 году Вера Федоровна выходит замуж за выпускника физико-математического факультета Киевского университета Отто Юльевича Шмидта, с которым летом 1917 года переезжает в Петроград, оказавшись в центре исторических событий. Трудовая деятельность Веры Федоровны сразу после революции октября 1917 года, поступив на работу в Дошкольный отдел Наркомпроса РСФСР. В 1918 году вместе с Наркомпросом В.Ф. Шмидт переезжает в Москву, где и живет до своей смерти от базедовой болезни в 1937 году.

Педагогическая и научная деятельность

Педагогическая и научная деятельность В.Ф. Шмидт за 20 лет (с 1917 по 1937 г.) претерпевала целый ряд кардинальных изменений, что связано как с развитием интересов В.Ф. Шмидт, так и с историческими процессами в стране. Первоначально основной деятельностью Веры Федоровны была организаторская работа по становлению системы дошкольных учреждений и налаживанию в них научно обоснованной и методически грамотной педагогической работы. Работая заместителем заведующей Дошкольного отдела Наркомпроса, а также отвечая за инструкторский подотдел, В.Ф. Шмидт принимала активное участие в организации Института дошкольного воспитания, становлении системы дошкольных учреждений в провинции, проводила работу по подготовке кадров дошкольных работников, способствовала появлению дошкольной статистики. Деятельность В.Ф. Шмидт проходила во взаимодействии с Д.А. Лазуркиной, А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и др.

Однако, стремясь к непосредственной работе с детьми, более глубоким научным исследованиям развития личности в детском возрасте и проблеме воспитания, В.Ф. Шмидт, после рождения сына, переходит работать в Детский дом-лабораторию при Государственном психоаналитическом институте. При этом сначала простой воспитательницей, а уже чуть позже в качестве научного сотрудника. В этот период В.Ф. Шмидт также являлась секретарем Российского психоаналитического общества и представляла его на международных психоаналитических конгрессах в Австрии (1923) и Германии (1925), где встречалась с З. Фрейдом и другими известными психоаналитиками. В 1925 году по причине болезни сына В.Ф. Шмидт забирает его из детского дома, а вскоре сам детский дом закрывается в связи с развернувшимися гонениями на педологию и психоанализ. В дальнейшем свой научный путь Вера Федоровна старается продолжать связывать с первоначальной областью интересов — развитием и воспитание ребенка в дошкольном возрасте, но ракурсы рассмотрения этих вопросов, в связи со сменой работ, порой приходилось принципиально изменять. С 1925 по 1929 г. В.Ф. Шмидт, являясь сотрудником Института высшей нервной деятельности, проводит исследования влияния условных пищевых рефлексов на величину безусловной слюноотделительной реакции под руководством проф. Д.С. Фурсикова; занимается вопросами рефлексологии и педагогики. В 1929 году В.Ф. Шмидт работала консультантом педагогической консультации для родителей, имеющих детей дошкольного возраста, при Отделе народного образования Фрунзенского района Москвы. С 1930 года Вера Федоровна становится научным сотрудником Экспериментального дефектологического института и под руководством Л.С. Выготского разрабатывает такие проблемы, как развитие ребенка психоневротика, исследуя какие нарушения вносит заболевание психоневрозом в общий ход развития ребенка; влияние конфликта на развитие ребенка, раскрывая роль конфликта в развитии детской трудновоспитуемости в различные возрастные периоды и др. Исследования носили не только теоретический, но и практический характер, выходя на вопросы воспитания и перевоспитания «трудных» детей.

Создание «Дневника матери»

«Дневник матери» относится к периоду научной деятельности В.Ф. Шмидт в области психоанализа и педологии, что, безусловно, отражается в ее дневниковых записях в характере того, на что обращается внимание в первую очередь, как описываются и интерпретируются те или иные проявления поведения и развития ребенка, на особенности материнской позиции по отношению к сыну. Наиболее ярко психоаналитические взгляды В.Ф. Шмидт становятся заметными в рассмотрении сексуального развития ребенка, в поиске проявлений сексуальности на каждом возрастном этапе, начиная с младенчества (сексуальность при этом явно трактуется именно с позиций психоанализа), в наиболее подробной фиксации взгляда наблюдателя на интерес дитя к вопросам пола и т.п.

Дневник велся только на протяжении первых шести лет жизни ребенка — с 1920 по 1926 г. Первая часть дневника (1920—1922) готовилась В.Ф. Шмидт к публикации (то есть подвергалась авторской правке), но так и не была принята к печати. Остальные же части дневника (1922—1926) существуют только в первоначальном рукописном варианте в тетрадях. Примечательно, что ряд сюжетов из дневника В.Ф. Шмидт вошли в известную книгу «От двух до пяти» (1928) К.И. Чуковского, с которым она поддерживала тесные научные связи.

Дневник представляет собой материалы наблюдения матери за развитием собственного ребенка с периодическими обобщениями и фиксациями новых достижений в физическом, психическом, социальном планах, прослеживая их во взаимосвязи. Имя сына Веры Федоровна — Владимир, но в дневниках он чаще упоминается как Волик.

В рукописях существует также специальная подборка записей наблюдений за развитием Волика (1920—1925), которые параллельно велись воспитателями детского дома-лаборатории при Государственном психоаналитическом институте, согласно его внутреннему распорядку. В данное заведение В.Ф. Шмидт поместила собственного сына по идейно-педагогическим и научным соображениям, куда, чтобы находиться вместе с собственным сыном максимальное количество времени, и сама перешла работать.

Дневниковые записи начинаются еще до рождения ребенка, когда выражаются ожидания и первоначальная позиция матери по отношению к развитию собственного ребенка. Информация фиксируется почти каждый день по заданным параметрам, определенным шаблонам, на которые накладываются наблюдения за ребенком. Впрочем, параметры гибко меняются автором на разных стадиях онтогенеза. В периодическом подведении итогов наблюдений отмечаются психические новообразования, особенности в физическом, двигательном, эмоциональном, речевом и сексуальном развитии.

Дневник ведется от первого лица. Наличествует большое количество процессуальных записей, что является характерной чертой дневника. Текст эмоционально насыщен, присутствует большое количество субъективных высказываний, личных рассуждений автора по поводу воспитания и развития ребенка.

Материалы дневника могут быть интересны как с точки зрения возрастной психологии и психологии развития, так и психологии материнства, истории психологии и педагогики, дошкольного воспитания.

Алексей Обухов


* Сведения приводятся на основе материалов, подготовленных братом В.Ф. Шмидт — Николаем Федоровичем Яницким (рукописный сборник: Вера Федоровна Шмидт (Яницкая). Жизнь и деятельность. Воспоминания. Материалы. М., 1970; статья: Вера Федоровна Шмидт (к 85-летию со дня рождения) // Дошкольное воспитание. 1974. №9. С. 27—31.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности