Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2003 / Вечные ценности

Российско-японский симпозиум «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость – основа нравственного воспитания детей и молодежи». 14.10.2002. Япония (Перевод с японского Марико Кобаяси)

Стр. «240—243»

Акио Ота

Вечные ценности1

(Перевод с японского Марико Кобаяси)

В наше время вопрос о «Вечных ценностях» актуален во всем мире. Считаю, что над этим вопросом должны всерьез задуматься и заняться его решением педагоги и политики.

У меня за плечами опыт работы в начальной школе для детей 6–12 лет, в школе для детей с ослабленным слухом 3–18 лет (школе для глухих), в старшей средней школе для учащихся 16–18 лет. Сейчас я работаю в училищах, где учатся студенты 18–21 лет, и в детских садах, посещаемых детьми дошкольного возраста до пяти лет. Вместе с тем я организовал альтернативную школу, занятия в которой проводятся раз в неделю, для детей (7–16 лет), прогуливающих школу или отказывающихся туда ходить, — таких детей в Японии в последнее время все больше и больше.

Таким образом, я непосредственно общаюсь с детьми разных возрастов – от дошкольников до молодежи, – и неизменная задача в жизни у меня как у человека, общающегося с детьми, – воспитание личности, в которой гармонично сочетаются правдивость, доброта, красота и ум. В своей работе я всегда стремился именно к такому воспитанию.

Самым важным этапом для будущего каждого человека в плане формирования чувств, ощущений и умственных способностей является дошкольный возраст.

Об особенностях развития ребенка в дошкольный период говорил Л.Н. Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. Oт новорожденного до меня страшное расстояние». Это крылатое выражение говорит о широте и объеме знаний и навыков, приобретаемых ребенком в дошкольном возрасте. По мнению психологов, то, что человек получил до пяти лет, по объему равняется тому, что он получит за остальную жизнь.

При воспитании наибольшее внимание следует уделять формированию основ чувств и умения мыслить.

Благодаря собственному опыту в самых разных жизненных ситуациях дошкольники приобретают интерес к природе (к растениям, насекомым, животным, к живущим в воде рыбам, моллюскам), к человеческим отношениям (в семье, с соседями, с людьми разных профессий, с воспитателями и сверстниками в детском саду), к небесным телам – звездам, луне и др. Все в мире вызывает у них чувство удивления, радости, сострадания. Они испытывают разнообразные чувства, связанные с новыми открытиями.

Благодаря ежедневным впечатлениям углубляется осознание окружающего, зарождается осознанное стремление к поиску нового. Впечатления способствуют формированию у детей доброй и любящей души. Развивается весь спектр чувств.

Я верю, как сказано в учении Христа: при воспитании чувства любви воспитывается любовь к человеку, «любовь к ближнему», формируется личность, любящая мир.

Если люди ищут вечные ценности, они должны стараться воспитывать любовь в сердце у детей именно в дошкольный период.

Приведу два примера воспитания доброты.

Слепой голубь (Поппо) и дети

Для воспитания в дошкольниках доброты, для обогащения их душ я держу в детском саду разных животных.

Так, у нас есть восемь белых голубей, которым дети каждый день дают корм и воду, чистят гнезда. В мае этого года один голубенок родился слепым. В отличие от здоровых голубей этот ничего не видит и сам отыскивать корм не может. Поэтому утром, днем и вечером его кормят, раскрывая ему клюв.

Такую сцену увидела девочка двух лет. Она меня спросила: «А что ты делаешь?» – «Этот голубь ничего не видит, потому сам отыскивать корм не может. Вот я его и кормлю». Когда я так ответил, глаза девочки наполнились слезами. «Бедняжка!» – с чувством произнесла она слова сострадания.

Я был так тронут сочувствием этой девочки, которой только исполнилось два года, что на глаза навернулись слезы. А ведь я думал, что она ничего не понимает. И тогда я твердо решил, что этого слепого голубя буду выкармливать, сколько смогу.

Я не сомневаюсь в том, что всего лишь одно ласковое слово «бедняжка», произнесенное со слезами на глазах, запечатлеется в душе этой девочки, что она до конца жизни будет ценить все живое и вырастет доброй. Я и сам остался под сильным впечатлением от этой сцены. Верю, что в доброй душе этого двухгодовалого ребенка и заключается основа вечных ценностей, которые приведут к вечной доброте.

Уроки матери

Моя мать была христианкой. Она любила меня, как никто, была не просто мамой, она была наставником. Я глубоко ее уважаю. Она отошла в мир иной восемь лет назад, когда ей было 98 лет. Мать всегда – с детских лет и до седьмого десятка – давала мне уроки человеческой морали.

Важно, чтобы каждый в этом мире рос под защитой материнской любви. Я считаю, что именно родители формируют мораль как вечную ценность в течение всей жизни, прививают такие качества, как любовь к людям, отзывчивость.

И вот за то, что своей востребованностью в разных областях жизни и возможностью заниматься разнообразной деятельностью я обязан чувствам, которые воспитала во мне мать, я благодарен ей. В процессе жизни у человека бывает много наставников, чье влияние на формирование личности очень велико. Но я самые главные ценности почерпнул из уроков матери – мамы и наставника. Спасибо тебе, мама!

Заключение

Мы говорили о том, что основа вечных ценностей формируется в дошкольном возрасте. Далее хотелось бы обобщить сказанное.

1. Мы говорим, в дошкольном возрасте нужно обогащать душу ребенка. Тогда как понимать слово «душа»?
Работа души – ощущения (работа по восприятию окружающего за счет пяти органов чувств), чувства (работа, благодаря которой возникают правдивость, доброта, красота, любовь, чувство святого волнения и впечатления, характерные только для человека).

2. Каково место работы души в зависимости от стадии развития ребенка?
Дошкольный возраст (ясли и детский сад, семья) – любовь.
Период с 6 до 12 лет (начальная школа) – благодарность.

3. Как развить работу души во время занятий живописью, пластическим искусством?

Младший дошкольный возраст – ростки, попытки, осознание желания рисовать, приобретение умения рисовать базовые элементы, передача объекта с помощью элементарных знаков, символизирующих конкретные вещи.

Старший дошкольный возраст – простейшие рисунки («протографика»).

Области самовыражения – живопись, гравюра, вырезка.

«Опоры» самовыражения:

• самовыражение благодаря наблюдениям (приобретение способности видеть);

• самовыражение благодаря впечатлениям (развитие душевной чуткости и чувствительности);

• самовыражение через украшение (развитие чувства прекрасного);

• самовыражение через фантазии (развитие воображения, создание воображаемого мира: развитие чувств и умственных способностей).

Я хотел бы высказать свое убеждение в том, что ключом к обогащению смысла вечных ценностей является следующее: в дошкольный период необходимо настойчиво давать ребенку пищу для развития чувств, способствующих обогащению детской души. Этому помогает рисование и изготовление поделок, собственный опыт ребенка в самых разных жизненных ситуациях, когда он получает впечатления от общения с окружающим миром, с людьми, с животными, насекомыми, растениями.


  1. Продолжение. Доклады российских участников симпозиума см.: Развитие личности. 2002. №2. С. 216–243.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности